«Семь мудрецов» (др.-греч. οἱ ἑπτὰ σοφοί) — особо чтимые древнегреческие политики и общественные деятели, мыслители VII—VI веков до н. э., авторы сентенций о мудрой и правильной жизни, житейской практической мудрости.
Древняя Греция
Имена их были объявлены в Афинах при архонте Дамасии в 582/581 г. до н. э. Древние источники приводят различные комбинации имён, однако неизменно включаются четверо:
- Фалес Милетский
- Солон Афинский
- Биант Приенский
- Питтак Митиленский
Причём Фалес во всех вариантах ставился на первое место.
Самый ранний из дошедших до нас список мудрецов приведён в платоновском диалоге «Протагор» (IV в. до н. э.), там же впервые сообщается предание о них. Помимо уже упомянутых, в него включены:
- Клеобул из Линда
- Мисон из Хены
- Хилон из Спарты
В более позднем списке Диогена Лаэрция вместо малоизвестного Мисона указан коринфский тиран Периандр. Отмечают, что он мог быть заменён в варианте списка Платона.
Также, согласно Диогену Лаэртскому, в этот список включались Акусилай, Анаксагор, Анахарсис, Аристодем, Лас, Леофант, Лин, Орфей, Памфил, Писистрат, Пифагор, Ферекид, Эпименид, Эпихарм.
Как пишет А. Н. Чанышев: «Мудрость „семи мудрецов“ нельзя отнести ни к науке, ни к мифологии. Здесь, по-видимому, проявился третий духовный источник философии, а именно — обыденное сознание, в особенности то, которое достигает уровня житейской мудрости и которое проявляется в пословицах и поговорках, поднимающихся иногда до большой обобщённости и глубины». Также М. И. Шахнович отмечает, что «истоки философии в Древней Греции восходят к народным изречениям», а «изречения, приписываемые семи древнегреческим мудрецам, восходят к фольклору». В изречениях «мудрецов», по Марксу, «раскрываются элементарные силы нравственной жизни».
Отмечая, в частности, Фалеса, Карл Маркс писал, что «греческая философия начинается с „семи мудрецов“». По Гегелю — они находятся «на пороге истории философии».
Обращают внимание и на их связь с поэзией. М. И. Шахнович отмечает, что «к семи мудрецам причисляли и легендарного поэта Орфея, а Ориген в III веке ухитрился отнести к ним Моисея и Зороастра».