Штейнберг, Михаил Карлович

Штейнберг, Михаил Карлович

14.01.2021

Михаил Карлович Штейнберг (2 [14] июня 1867, Слободской, Вятская губерния — неизвестно) — российский композитор-любитель, поэт и аранжировщик, автор музыки и стихов более трёх сотен популярных песен и «цыганских» романсов начала XX века, самыми известными из которых стали «Гай-да тройка! Снег пушистый…», «Колокольчики, бубенчики» и «Вот что наделали песни твои!». Песни Штейнберга исполняли десятки вокалистов, среди которых, прежде всего, можно назвать Надежду Плевицкую, Анастасию Вяльцеву, Нину Дулькевич, Юрия Морфесси, Александра Давыдова, Михаила Вавича и многих других. С первых лет XX века выходили десятки грампластинок с романсами Штейнберга, прежде всего, в интерпретации Раисы Раисовой и Натальи Тамары. Некоторые песни Михаила Штейнберга (в частности, перечисленные выше) до сих пор популярны у публики и пользуются спросом у современных эстрадных и романсовых исполнителей.

Вместе с тем, этот автор сегодня почти не известен. Его имя странным образом отсутствует в музыкальных и даже эстрадных энциклопедиях, его биография сплошь состоит из белых пятен, а романсы зачастую ошибочно приписываются его однофамильцу и более молодому современнику, по стечению обстоятельств, академическому композитору и педагогу с похожими инициалами М. О. Штейнбергу.

Краткая биография

Михаил Штейнберг родился 2 июня 1867 года (по старому стилю) в семье отставного офицера Карла Штейнберга, выходца из остзейских немцев, управляющего имениями и чиновника городской управы. В семье свободно разговаривали на двух языках: немецком и русском. Отец был православного вероисповедания и имел личное (ненаследуемое) дворянство, так что Михаил Штейнберг всю жизнь числился как «сын дворянина» (хотя сам дворянства не имел). Первые шесть лет детства прошли в кругу семьи и по месту рождения, в городе Слободской (Вятской губернии). В ранние годы гувернантка учила мальчика музыке и пению.

Шести лет от роду Михаила отправили в Царскосельскую Николаевскую гимназию, где он прожил и проучился тринадцать лет. Поведение имел «очень хорошее», исправность и прилежание в обучении удовлетворительную (по всем предметам «тройки», кроме русской словесности и Закона Божия). Ещё в гимназические годы Михаил Штейнберг прослыл записным школьным «музыкантом» или местным тапёром-аккомпаниатором. Неизменно играл на танцах и публичных приёмах и никогда не отказывал, если его просили поиграть польки, вальсы или мазурки по любому случаю. Именно в это время образовалась и его репутация, и связи, которые помогли ему в дальнейшей карьере композитора романсов. Регулярно сочинять музыку Михаил Штейнберг начал с двенадцати лет (сначала танцевальную — для фортепиано, а затем песни и романсы).

М. К. Штейнберг-гимназист,
начало 1890-х

Закончив гимназию в 1888 году, Михаил Штейнберг поступил студентом на факультет восточных языков Петербургского университета. Без особого рвения проучившись год, в октябре 1889 по настоянию отца перевёлся на юридический факультет. Но и там не отметился особыми успехами, посвящая основное время развлечениям, а также музицированию и сочинению. Среди интересов Михаила Штейнберга всё большее место занимала «цыганская» музыка и вся эта, отчасти, ресторанная среда, в которую он вошёл очень быстро и органично, благодаря ещё царскосельским связям и знакомствам. В скором времени его романсы стали исполнять лучшие «цыганские» певицы того времени. Первой из столичных «звёзд» стала молодая опереточная артистка Раиса Раисова (настоящая фамилия Магазинер), которой Михаил Штейнберг иногда аккомпанировал в концертах. Начиная с середины 1890-х годов ноты с его «жестокими» песнями и романсами стали публиковать издательства «Давингоф», «Нева» и другие, специализировавшиеся на популярных жанрах. В 1902 году вышла первая грампластинка в исполнении Раисы Раисовой., имевшая большой успех (в том числе коммерческий) и распроданная десятитысячными тиражами.

После 1904—1905 года популярность Штейнберга достигла своей высшей точки, его цыганские романсы и песни стали исполнять крупнейшие звёзды российского романса: Плевицкая, Вяльцева, Эмская, Юровская, Давыдов, Морфесси. Едва поспевая друг за другом, на разных звукозаписывающих фирмах выходили грампластинки. В 1907 году Надежда Плевицкая записала первый диск со штейнберговским прима-шлягером «Гай-да тройка» Полный тираж был распродан за три месяца. Спустя пару лет она же пела полюбившийся штейнберговский романс при дворе: перед императором, его семьёй и приближёнными.

В 1908 году «Гай-да тройку» выпустили на грампластинках сразу четыре столичные фирмы, все — в разном исполнении: Раиса Раисова, Мария Эмская, Александр Давыдов и русский народный хор Варшавского. И наконец, в следующем 1909 году эта «цыганская песня» появилась в исполнении Анастасии Вяльцевой. Певица очень любила этот романс (исполняла его с 1906 года), считала одним из лучших в своём репертуаре и исполняла, слегка изменив, даже, можно сказать, улучшив текст (второго куплета). Почти такой же популярностью пользовались знаменитые «Колокольчики, бубенчики…» на текст Петрова-Скитальца (в сокращённом варианте стихотворения), трудно было найти певицу (или певца), у которого в репертуаре не было этой песни, а выпущенные пластинки в разных артистических интерпретациях можно было насчитать более десятка.

Михаил Штейнберг не только публиковал романсы собственного сочинения, но также охотно работал в музыкальных издательствах в качестве аранжировщика чужих произведений, перекладывая для фортепиано (и голоса) романсы композиторов-любителей (включая знаменитый «Не уходи, побудь со мною» Николая Зубова, на тему которого он также сочинил фортепианный вальс), а также гимны иностранных государств и народные песни. Также не раз был замечен в сочинении песен и мелодекламаций патриотического и верноподданнического характера. Впрочем, для популярных композиторов в начале XX века это было обычной практикой.

В конце 1900-х годов композитор Михаил Штейнберг переехал из столицы в Москву.

Стиль музыки Штейнберга вполне вписывался в рамки жестокого ресторанного (цыганского) романса. Как правило, он сам сочинял не только музыку, но и текст, отличавшийся таким же стилем (и вкусом). Учитывая громадную популярность некоторых песен и романсов, Штейнберга регулярно критиковали за дурной вкус, а также сочиняли на него многочисленные «пародии» или «романсы-ответы». Один только «король эксцентрики» Михаил Савояров отметился, как минимум, пятью «жестокими» пародиями собственного сочинения, самой популярной из которых стала его брутально-грубая песенка «Вот что наделали песни твои!», а также несколько иронических эпиграмм и даже небольшая поэма «Три Михаила». Также была известна комическая пародия Дмитрия Богемского «Гай-да, тройка на резине!» — в отличие от савояровской (где была «пересочинена» и музыка), представлявшая собой пародийный текст на неизменный вариант песни Штейнберга. Эти комические куплеты имели устойчивый успех в исполнении как автора, так и его жены, Марии Эмской. Сам Дмитрий Богемский издал ноты и пластинку со своей пародией.

Во время событий 1917 года Михаилу Штейнбергу исполнилось пятьдесят лет. Начиная с этого момента следы его теряются и сведений о дальнейшей судьбе нет.

В годы сталинской «культурной революции» романсы Штейнберга были осуждены и запрещены как образчик махровой пошлости — вместе со всем прочим «мещанским наследием прошлого». Однако в более поздний советский период (оттепели или застоя) и, тем более, после 1991 года самые известные и яркие романсы Михаила Штейнберга снова вошли в репертуар широкого круга эстрадных и романсовых исполнителей.

Наиболее известные сочинения Михаила Штейнберга

  • «Ах! Май, светлый май» (Букет) цыганский романс для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.183
  • «Ах, так бы без конца!» песенка-шутка для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.129
  • «Берегись, не обожгись…» цыганский романс для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.181
  • «В любви забвенье…» цыганский романс для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.147
  • «Вот что наделали песни твои!»: цыганский романс для голоса и фортепиано (музыка М.Штейнберга, слова Z.) оp.121
  • «Вчера вас видела во сне» цыганский романс для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга)
  • «Гай-да тройка! Снег пушистый…» цыганский романс для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.137
  • «Где цыгане поют…» цыганский романс для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.141
  • «Грёзы счастия, грёзы радости…» цыганский романс для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.113
  • «Догорает луч последний любви…» романс для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.117
  • «За миг свиданья…» цыганский романс для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.36
  • «И буду тебя я ласкать» цыганская серенада для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.96
  • «Колокольчики, бубенчики…» песня для голоса и фортепиано (слова Петрова-Скитальца, музыка М.Штейнберга) оp.164
  • «Лети, лети, мечта любви…» цыганский романс для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.182
  • «Любишь, любишь..» песенка для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.184
  • «Любовь идёт сама!..» цыганский романс для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.161
  • «Манджурские сопки…» вальс для фортепиано в две руки (музыка М.Штейнберга) оp.166
  • «Мой чудный сон…» романс для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.167
  • «Не покидай, целуй, ласкай!» цыганский романс для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.145
  • «Не рассуждай!» цыганский романс для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.149
  • «Новые колокольчики, бубенчики» для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.164
  • «Последнее прости…» цыганский романс для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.52
  • «Приветственный марш первоизбранникам Российской Государственной Думы» для фортепиано с надписанным текстом (слова и музыка М.Штейнберга) оp.139
  • «Слава» для смешанного хора и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.192
  • «Тайком, тайком…» цыганский романс для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.178
  • «Туманно, туманно…» цыганский романс для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.131
  • «Ты мой, я твоя…» песня для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.163
  • «Ты чаруешь меня…» цыганский романс для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.165
  • «Я жду твоей любви…» цыганский романс для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга)
  • «Я жить хочу, любить хочу!..» романс для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.152
  • «Я не скажу вам ничего…» романс для голоса и фортепиано (слова и музыка М.Штейнберга) оp.115