Карват, Владимир Николаевич

Карват, Владимир Николаевич

12.02.2021

Владимир Николаевич Карват (иногда ошибочно Корват; 28 ноября 1958, Брест — 23 мая 1996, Арабовщина, Барановичский район, Брестская область) — военный лётчик 1-го класса, подполковник, начальник воздушно-огневой подготовки 61-й авиабазы, дислоцированной в г. Барановичи. Погиб 23 мая 1996 при выполнении учебно-тренировочного полёта, отведя падающий самолёт от населённого пункта. 21 ноября 1996 был посмертно награждён званием «Герой Беларуси»

Биография

В 1981 году окончил Армавирское высшее военно-авиационное училище лётчиков, после чего был направлен для прохождения службы на Дальний Восток, в посёлок Калинка Хабаровского края, где прошёл путь от лётчика до заместителя командира полка по лётной подготовке. Летал на самолёте МиГ-23.

В августе 1994 года по собственному желанию прибыл для прохождения службы в Вооружённые силы Республики Беларусь. 11 сентября 1994 года принял присягу на верность народу Беларуси. Был назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки 61-й авиабазы.

Катастрофа

23 мая 1996 года подполковник Карват выполнял учебно-тренировочный полёт по упражнению 314 «Курса боевой подготовки истребительной авиации» на самолёте Су-27, который включал в себя полёт в облаках с большими углами крена с отработкой тактических приёмов воздушного боя в облаках на малых высотах в сложных метеоусловиях ночью.

В 22 часа 44 минуты 31 секунду его истребитель с бортовым номером 29 начал разбег. В 22:52, когда самолёт находился на высоте 900 метров и летел со скоростью 540 км/ч, в кабине загорелось табло предупреждения о падении давления в первой гидросистеме. Карват немедленно связался с землёй и получил приказ прервать выполнение задания и возвращаться на базу. Через 29 секунд сообщение об отказе в первой гидросистеме неожиданно исчезло, но через несколько секунд появились сообщения о других отказах. На высоте 600 метров при скорости 440 км/ч отказала система управления. Лётчик связался с землёй и получил команду покинуть самолёт, однако Владимир видел, что по курсу падения находятся жилые постройки, и не катапультировался, до последнего пытаясь отвести самолёт в сторону. В 22:54, через 14 секунд после доклада об отказе системы управления, самолёт плашмя упал на землю с вертикальной скоростью около 30 м/с и малой поступательной скоростью вблизи деревни Малое Гатище. Свидетелями катастрофы стали многие местные жители, которые поспешили к горящим обломкам самолёта на помощь лётчику; через 20 минут прибыли пожарные из посёлка Городище. Удалось сбить пламя, не допустив возгорания кабины, однако лётчик погиб при падении самолёта.

Причиной катастрофы стал пожар в отсеке левого хвостового обтекателя, который до этого происшествия считался пожаробезопасным, и, соответственно, не был снабжён датчиками предупреждения о возгорании. Из-за возникшей в гидросистеме течи пары рабочей жидкости вошли в контакт с горячим трубопроводом отбора воздуха из седьмой ступени компрессора двигателя, что привело к и их возгоранию; огонь вначале повредил провода системы сигнализации, а затем и системы электродистанционного управления, что привело к полной потере управляемости.

Память

Имя Владимира Карвата носит Средняя школа № 182 города Минска

  • В честь Карвата названы улицы в Минске и Бресте.
  • Имя Героя Карвата носит сквер в городе Барановичи, расположенный рядом с 61-й авиабазой.
  • Создан музей имени Карвата на территории 61-й истребительной авиационной базы.
  • Имя Карвата носит школа № 8 города Бреста.
  • Ежегодно проводится мини-футбольный турнир имени Владимира Карвата.
  • Памятник подвигу Владимира Карвата установлен в деревне Арабовщина Барановичского района.

Награды

  • Герой Беларуси (1996, посмертно)
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (1990)
  • Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР» (1988)