Эран (Мадхья-Прадеш)

Эран (Мадхья-Прадеш)

20.02.2021

Эран (санскр. ऐरण, англ. Eran) — древний город на берегу реки Бина в округе Сагар штата Мадхья-Прадеш. В настоящее время от древнего города ничего не сохранилось, его именем называют небольшую деревню и место археологических раскопок. В литературе по Древней Индии под Эраном, как правило, понимают место с руинами древних культовых сооружений.

В древности на территории Эрана, по всей видимости, располагался крупный город, упоминаемый в буддийских и индуистских текстах. На территории Эрана проводились археологические раскопки древних индуистских храмов и найдены монументальные изваяния божеств вишнуизма. Археологическое управление Индии описывает достопримечательность как святыню, где найдены остатки каменных кладок небольшого вайшнавского святилища. На месте раскопок можно увидеть четыре колонны с эпистелионами, поперечными балками и часть дверного проёма храма. Среди основных достопримечательностей выделяются гигантское изваяние бога Вишну в образе вепря Варахи, а также высокая колонна с надписью правителя династии Гуптов. Археологическое управление Индии полагает, что место было обустроено в эпоху медного века, поздние постройки датируются периодом правления Гуптов.

В V—VI веках на берегу реки Бина располагался культовый и паломнический центр. Древний город Эран или, как его возможно называли, Эракина, был столицей Эракина (Айрикина)-Прадеша (Airikina Pradesha) или Айркина-Вишая (Airkina Vishaya), — княжества, входившего в состав империи Гуптов. Эран был крупным центром монетного дела в Древней Индии. В древности, по всей видимости, был разрушен эфталитами (белыми гуннами).

Открытие Эрана

Первооткрывателем Эрана для европейской науки считается основатель индийской археологии британский индолог Александр Каннингем. Его первый рассказ о местности опубликован в «Журнале Азиатского общества Бенгалии» в 1847 году, хотя раскопки прошли позднее, в 1871—72 годах. Отчёт о первых результатах опубликован Археологическим управлением Индии в 1890 году. Об итогах поездки Каннингем писал:

Древний город Эран расположен на левом или южном берегу реки Бина, в 16 милях до её слияния с Бетвой, примерно в 50 милях к северо-востоку от Бхилсы и в 46 милях от Сагара. Он окружен с трех сторон рекой, которая в древние времена, по-видимому, была излюбленным местом строительства индуистских городов. Отдельные стены (города) достигают почти половину мили в длину… Но в период расцвета пригороды простирались вдоль всего берега на южной стороне реки, что более чем удваивало размеры города-крепости… Старое название местности звучало как «Эракайна», о чём свидетельствует надпись хана Тораманы на статуе Варахи; однако на моих двух (древних) монетах (из коллекции) разных типов он звучит как «Эраканья». В наши дни слово пишется и произносится как «Йеран», так и «Эран». В словаре Уилсона нахожу, что «эрака» — это трава со смягчающими и разжижающими свойствами. Возможно, город был назван благодаря распространению травы в указанной местности… Храмы и останки построек в Эране являются очень древними, они датируются периодами Самудра Гупты и Будха Гупты, о чём свидетельствуют найденные надписи. Однако обнаруженные здесь монеты говорят о том, что город существовал уже за несколько веков до периода Гуптов…

— Отчёт Каннингема

Современные индологи полагают, что Эран имеет древнейшее происхождение. Повторные раскопки проводились археологом Кришной Баджпаем под эгидой Университета Сагар между 1960 и 1965 годами. Они позволили обнаружить несколько слоёв поселения, первое из которых восходит ко второму тысячелетию до нашей эры. Сооружения Эрана относят к культуре Малвы. К археологическим памятникам этой культуры принадлежит не только Эран, но также Нагда, Махешвар, Инамгаон, а также поселение Навдатоли. В Эране найдены древнейшие следы традиции так называемой чёрно-красной керамики, или керамики Малвы. Здесь обнаружены остатки оборонительной стены и рва, относящихся к медному веку. В этот период происходила ранняя урбанизация — формирование первых городов. Индологи полагают, что название местности никак не связано с травой, как полагал Александр Каннингем. «Эран», скорее всего, происходит от «Арьянам» — «[страна] ариев». Со словом связано современное название государства Иран (Эран), что говорит о древнейшем происхождении поселения.

Достопримечательности Эрана

К западу от города некогда располагалась группа древних индуистских храмов. Все они имеют прямоугольную или квадратную форму и расположены в один ряд. Их местоположение не ориентировано, как принято, на восток. Однако группа выстроена в линию, отклоняющуюся на 14 градусов к северу от востока. Каннингем полагал, что это свидетельствует о принадлежности храмов к периоду Гуптов. Отклонение на определённую величину от востока соответствует одной мере накшатры (расстоянию, которое проходит Луна за одни сутки) или 1/27 части 360 градусов.

Среди сохранившихся достопримечательностей выделяют столб, храмовые колонны, храм Варахи, гигантскую статую Варахи, храмы Вишну и Нарасимхи, а также храм Ханумана.

Древние надписи

Датировка достопримечательностей Эрана возможна благодаря сохранившимся надписям на каменных строениях и монументах. Первой из них является надпись на красном песчанике, сделанная при Самудрагупте (336—380 годы). В настоящее время она хранится в Индийском музее в Калькутте. Камень найден к западу от разрушенного храма Варахи. Несмотря на повреждение и отсутствие большей части надписи, на неё различаются цифры 2, 3, 4, 5, 6 и 7.

На колонне Будхагупты, датируемой 484—485 годами, обнаружена надпись о том, что государство Гуптов простиралось от реки Калинди до реки Нармада, в честь чего правитель поднял флаг над храмом Вишну.

Надпись Тораманы из государства эфталитов представляет собой запись из восьми строк на санскрите. Она высечена на груди статуи Варахи и датируется VI веком. В надписи упомянут сам Торамана, вождь белых гуннов, как «управляющий Землёй», а также отмечено, что местный правитель Дханьявишну посвящает свой каменный храм Нараяне (то есть Вишну).

Четвёртая надпись сильно повреждена, однако в ней различимо упоминание правителя Бханугупты (начало VI века). В ней также говорится о гибели в битве его сына Гопараджи. Принято считать, что речь идёт о 510 годе. Гопараджа был кремирован. Надпись гласит, что его любимая жена взошла на погребальный костёр вслед за ним. Надпись в Эране является первым историческим свидетельством обряда «сати» (самосожжение вдов) в Древней Индии.

  • Древние надписи Эрана
  • Надпись Самудрагупты с числами

  • Надпись на столбе Будхагупты

  • Надпись Бханугупты с упоминанием обряда сати

Териоморфная скульптура Варахи

Символом Эрана стала монументальная статуя гигантского вепря, олицетворяющая аватару Вишну в образе Варахи. Это териоморфное божество, почитаемое в вайшнавских пуранах за спасение Земли от демона Хираньякши. Вараха из Эрана отражает как развитие вайшнавской иконографии, так и падение политического влияния династии Гуптов. Гигантская статуя Варахи в Эране является самой ранней из известных полностью териоморфных изображений аватары Вишну. В статуе нашла отражение сцена возвращения богини Земли (называемой Притхиви или Бхудеви) из вод потопа, которыми залил Землю Хираньякша. Изваяние является одним из ранних свидетельств растущего значения поклонения Вишну в Древней Индии.

  • Фотогалерея со скульптурой Варахи из Эрана

Гигантский вепрь является оригинальным художественным решением. Его тело украшает богатая скульптурная композиция. Скульптура Эрана привлекает внимание своими новшествами в иконографическом представлении Варахи. Богиня Земли повисла на правом клыке вепря, у неё аккуратная традиционная женская причёска, а фигура украшена драгоценностями. У ног вепря в каменном полу вырезан океан со змеями и морскими тварями. На теле Варахи изображены мудрецы и святые, которые определяются по простым одеждам, бородам и волосам, заплетённым в характерный пучок на голове. В одной руке они держат горшки с водой, а другой рукой показывают йога-мудру. Образы мудрецов символизируя духовное знание, нуждающееся в божественной защите от демонических сил. Из пасти Варахи показывается кончик языка, на нём видна крошечная фигурка богини, которой считается Сарасвати (или ведическая богиня речи Вач). В ушах Варахи скульптор изобразил видьядхар — небесных музыкантов. Плечи Варахи обрамляет гирлянда из 28 дисков, в которых распознаются главные звезды индийской астрологии. В каждом диске просматриваются миниатюрные мужские и женские фигурки. Человеческие зубы и глаза придают образу Варахи антропоморфный характер. Под надписью с упоминанием Тораманы расположено ещё четыре ряда мудрецов, а под ними разрушенный фрагмент, который, скорее всего, был стоящим на лотосе Вишну. Изображение двойных атрибутов Варахи, — грубого анимализма и человечности божества, — было непростой задачей для скульпторов. Индолог Кэтрин Бекер описывает скульптурный образ Варахи, которому она посвятила научную диссертацию:

На первый взгляд, монолитная скульптура, изображающая Вишну в форме его аватары, вепря Варахи, представляет пышную фигуру. Его размер и массивность подавляют зрителя. Он мог бы заставить дрожать горы, о чём свидетельствуют надписи на скульптуре. При дальнейшем осмотре могучий Вараха из Эрана соблазняет зрителя своим внушительным героизмом, динамичной силой и лёгким намеком на поросячью сладость[что?]. От святилища, которое когда-то окружало вепря, осталось одно основание, и вепрь подвергается воздействию природной стихии. Его правое переднее копыто движется в пространстве вперед, словно животное собирается сойти с платформы. Вепрь триумфально поднимает своё рыло вверх, демонстрируя непринужденность, с которой он удерживает вес Притхиви, матери-земли, цепляющейся за его правый клык. У его разрушенного подножия переплетаются тела змей. Они символизируют водные глубины, из которых вепрь поднял богиню Земли. Аватару окружают ряды благодарных преданных, которые, возможно, когда-то были свидетелями героизма вепря. Тело Варахи покрыто рядами мудрецов, спасённых милосердием Бога.

Хотя неизвестные скульпторы представили спасителя Земли и её обитателей как массивное неуклюжее животное, вепрь в то же время выглядит нежным, даже человеческим. Например, пасть вепря не зубастая и свирепая, как у настоящего кабана, а украшена двумя рядами аккуратных, изящных, квадратных человеческих зубов. Тонкие, изогнутые брови обрамляют глаза. Хотя на фотографиях хряков над глазами у животных есть кожная складка, скульптор Варахи изобразил эту особенность с утонченностью, которая более подходит для совершенного лица очеловеченного божества. Кратко говоря, Вараха из Эрана сочетает в себе авторитет и героизм, человеческие и животные качества, что говорит о нём как о необычном животном.

— Это не ваш «средний» кабан: колоссальный Вараха из Эрана, иконографические инновации
Альтернативный человекоподобный образ Варахи в пещерных храмах Удаягири, 380—401 годы

Каменная надпись на нём говорит о том, что покровителем-заказчиком статуи является местный правитель Дханьявишну. Вместе со своим старшим братом он ранее заказал для Эрана колонну, посвящённую Гаруде. Более древние надписи в Эране упоминают различных правителей династии Гуптов. Однако на статуе Варахи указан первый год правления Тораманы, что свидетельствует о падении власти Гуптов и появлении в Центральной Индии новой политической силы. В середине V века эфталиты вторглись в Индию. К началу VI века Торамана занял большую территорию в Северо-Западной Индии и добрался до Центральной Индии. Правители из династии Гуптов были вынуждены признать вассальную зависимость от него. Выбор формы Варахи мог представлять собой компромисс, отражающий подчинение новому порядку, ведь образ кабана в культуре Западной и Центральной Азии связан с царской властью. Альтернативным могло быть изображение человекоподобного Варахи, как в пещерных храмах Удаягири. Оно в большей степени отражает претензии на власть местных правителей династии Гуптов. Однако правление эфталитов продержалось недолго. Среднеазиатские эфталиты подверглись тюркскому влиянию, индийские — вошли в состав раджпутов, а оставшиеся в горах стали афганцами. Как единый народ белые гунны перестали существовать после тюркского нашествия 567 года.