Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезные советы




26.07.2021


10.07.2021


10.07.2021


06.07.2021


03.07.2021





Яндекс.Метрика





Борромини, Франческо

17.07.2021

Франческо Борромини (итал. Francesco Borromini; собственно Франческо Кастелли, Francesco Castelli, 25 сентября 1599, Биссоне, Тичино — 2 августа 1667, Рим) — итальянский архитектор, работавший в Риме. Наиболее радикальный представитель зрелого римского барокко.

Биография

Франческо Кастелли родился в Биссоне, недалеко от Лугано в Тичино, который в то время был под юрисдикцией Швейцарской Конфедерации. Борромини происходил из семьи потомственных каменщиков и строителей, какими славился Тессинский кантон. Он был старшим из четырёх детей. О его отце Джованни Доменико известно немного, но известно, что он был скромным архитектором или мастером-строителем на службе у Висконти в Милане; его мать, Анастасия Гарове, происходила из богатой семьи, которая занималась строительством и имела отдаленное отношение к Доменико Фонтане, который в то время считался одним из самых престижных архитекторов в западном мире.

Вскоре он отправился в Милан, чтобы учиться и практиковать своё ремесло. С 1619 года работал в Риме, помощником Карло Мадерно, своего дальнего родственника, на строительстве собора Святого Петра, а затем во Дворце Барберини. Когда Мадерно умер в 1629 году, он и Пьетро да Кортона продолжали работать над дворцом под руководством Бернини.

С 1628 года он обычно начинал подписываться как «Борромини», чтобы отличаться от различных римских строителей, которых называли Кастелли. Псевдоним происходит от семьи его матери или, как предполагают его итальянские биографы, в честь миланского святого Карло Борромео. После смерти Мадерно присоединился к группе Бернини, достраивавшей палаццо Барберини. В дальнейшем работал в Риме в постоянном соперничестве с Джан Лоренцо Бернини за папское внимание.

Карьера

В отличие от своего более удачливого соперника, Бернини, Борромини следовал тессинской ремесленной традиции и строгим правилам средневековых мастеров итальянского Севера. Его рационализм, точный расчёт и инженерное мастерство противостояли фантазиям Бернини, «театральной эффектности его скульптур и безграмотной с точки зрения тектоники архитектуры». Борромини интересовался математикой и самостоятельно осваивал многие науки. Собрал выдающуюся библиотеку. Однако, следуя тенденциям формообразования стиля римского барокко, Борромини всегда предлагал самые необычные, экспрессивные решения и мало кто мог догадаться, что за такими решениями кроется математика и геометрия. Он выстраивал свои замысловатые композиции не на основе классических пропорциональных модулей, а использовал геометрические фигуры, придавая им символическое значение. Борромини был «конструктивно мыслящим скульптором зданий». Архитектор вполне сознательно формировал напряжённое пространство вокруг своих построек, как например в «застывшей волне» фасада церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Окружности он неизменно предпочитал эллипс. Прямой линии и плоскости — изгиб. То, что сделал для архитектуры Борромини иногда сравнивают с тем, что сделал для славы живописи Рембрандт. Принцип непрерывного «перетекания» внутреннего и внешнего пространств в дальнейшем развивали его последователи Г. Гварини и Б. Нойман. Новации Борромини оказали особенно значительное влияние на архитектуру стран Северной Европы, на австрийское, чешское и немецкое барокко. Свои взгляды Борромини изложил в книге «Опус об архитектуре» (Opus Architectonicum, 1559—1667). Книга была опубликована только в 1735 году.

Завершение карьеры и смерть

Карьера Борромини не была удачной. Он работал вдумчиво и медленно. Часто заказчики теряли терпение и отзывали свой заказ, передавали его Дж. Л. Бернини. Завершив капеллу Фальконьери в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини, 22 июля 1667 года Борромини почувствовал себя тяжело больным и больше не выходил из дома. Он сжёг рукописи и рисунки, а затем проткнул себя шпагой, но ещё долго мучился, истекая кровью, прежде чем умер. Смерть не была быстрой, но произошла «в десять часов утра»; таким образом, Борромини успел объяснить причины этого безумного жеста, продиктовать своё завещательное распоряжение и приказ похоронить его в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини рядом с могилой его учителя Карло Мадерно. Его просьбу выполнили, однако, согласно правилу, на его плите нет надписи, поскольку захоронение самоубийц не может быть обозначено и даже не может находиться в храме. Но для Борромини сделали исключение.

В недавнее время его имя было добавлено на мраморной плите захоронения К. Мадерно, а на колонне церкви по заказу посольства Швейцарии в Риме установлена ​​памятная доска. Латинская надпись гласит: «Франческо Борромини из Тичино, рыцарь Христа, архитектор с вечной репутацией, божественный в силе своего искусства, он посвятил себя украшению великолепных зданий Рима, среди которых: Ораторио деи Филиппини, церкви Сант-Иво, Сант-Аньезе ин Агоне, перестройка Латеранской базилики, Сант-Андреа делле Фратте, Сан-Карло на Квиринале, здание конгрегации Пропаганды Веры, а также в этом храме (Сан-Джованни деи Фиорентини) он украсил Высокий Алтарь недалеко от этого могильного камня, рядом с останками Карло Мадерно он был найден, недалеко от города и его родственника (Карло Мадерно), в мире он покоится с Господом».

Франческо Борромини был изображён на 6-й серии банкнот 100 швейцарских франков, которая была в обращении с 1976 по 2000 год. Это решение в то время вызвало полемику в Швейцарии, начатую швейцарским итальянским историком искусства Пьеро Бьянкони. По его словам, поскольку в 17 веке территории, которые в 1803 году стали кантоном Тичино, были итальянскими владениями некоторых швейцарских кантонов (кондоминиумов двенадцати кантонов), Борромини нельзя было ни назвать ни тичианцем, ни швейцарцем.

О нём снят фильм La Sapienza французского режиссёра Эжена Грина, выпущенного в 2015 году.

Основные постройки

  • 1629—1631 — Палаццо Барберини (Palazzo Barberini)
  • 1631—1633 — Собор Святого Петра (San Pietro) (Ватикан)
  • 1634—1637 — Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane)
  • 1637—1662 — Ораторио деи Филиппини в Риме (Oratorio dei Filippini di Roma)
  • 1637—1638 — Chiesa di Santa Lucia in Selci
  • 1642—1660 — Сант-Иво алла Сапиенца (Sant’Ivo della Sapienza)
  • 1645—1650 — Palazzo Pamphili
  • 1652—1653 — Перспективная Галерея в римском палаццо Спада
  • 1646—1667 — Colegio de Propaganda Fide
  • 1647—1650 — Собор Святого Иоанна Латеранского (San Giovanni in Laterano), (реконструкция)
  • До 1655 — Chiesa di Santa Maria dei Sette Dolori
  • 1653—1657 — Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant’Agnese in Agone)
  • 1653—1665 — Сант-Андреа-делле-Фратте (Sant’Andrea delle Fratte)
  • 1667- Сан-Джованни-деи-Фиорентини (Chiesa di San Giovanni dei Fiorentini)

На родине архитектора в Лугано поставлена модель церкви Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане в разрезе (фото).