Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезные советы




06.08.2021


26.07.2021


10.07.2021


10.07.2021


06.07.2021





Яндекс.Метрика





Спонсируемая государством интернет-пропаганда

20.08.2021

В XXI веке ряд государств создали системы прогосударственной пропаганды в Интернете, которой занимаются не СМИ, а отдельные пользователи — комментаторы сайтов с пользовательским контентом. Примеры таких систем: в России — «кремлеботы», в Китае — «умаодан». В задачи групп могут входить создание тем и сообщений на интернет-форумах, постов и комментариев в блогах и социальных сетях, оставление комментариев на страницах интернет-СМИ.

Россия

История создания

По данным российского политтехнолога С. А. Белковского, первая специально обученная «бригада» была создана ещё в 2000—2001 годах и была малочисленной. Функции этой бригады состояли в том, чтобы «путём комментариев в блогах и в форумах под статьями дискредитировать неудобную для власти позицию или тексты». Согласно опубликованной в 2003 году в журнале «Вестник Онлайн» статье «Виртуальное око старшего брата» журналистов А. Полянской и А. Кривова и программиста-аналитика И. Ломко, «веб-бригадам» («бригадникам») уже в то время были «характерны особенности и общие черты, не свойственные никаким другим участникам дискуссий»:

  • «круглосуточное присутствие на форумах»
  • «пластичность идеологии, всегда совпадающей с государственной»
  • «безграничная преданность Путину и его окружению»
  • «почтение и преклонение перед ВЧК-КГБ-ФСБ»

По утверждению президента исследовательского центра «Политическая аналитика» Михаила Тульского, в 2005 году заместитель руководителя администрации президента России Владислав Сурков разработал план противодействия «цветной угрозе», частью которого стало создание групп блогеров, «каждая из которых была прикреплена к какому-то ЖЖ-сообществу или оппозиционному сайту». В сентябре 2009 года информационное агентство «Новый регион» писало:

С начала нулевых годов, когда замглавой администрации Кремля Владиславом Сурковым была объявлена всеобщая мобилизация на борьбу с «оранжизмом», в Рунете одномоментно появились люди, которые стали гневно «комментить» статьи оппозиционных авторов и выражать восторг в адрес властей предержащих. Владельцы популярных сетевых дневников и оппозиционных сайтов, на которых существует «обратная связь», столкнулись с тем, что после каждого «критического поста» к ним стали набегать «орды» неизвестных «блогеров» и «гадить в комментах». «Россия встает с колен! А тот, кто этого не видит, тот пиндос, какол, или грызун!», — самая распространённая запись с форумов РИА «Новый Регион». «При Путине бардак закончился и только такие враги России как ВЫ не замечают этого», — пишут посетители «либеральных сайтов», таких, например, как «Радио Свобода».

В январе 2006 года обозреватель «Новой газеты» и редактор сайта о специальных органах Agentura.ru А. А. Солдатов в эфире передачи «Полный Альбац» (ведущая — Евгения Альбац) на «Эхо Москвы» заявил: «Я не думаю, что это придумка. <…> Я думаю, что сложно чётко сказать, при каких управлениях точно эти люди существуют — там разные структуры называют, называют Центр информационной безопасности… у нас были две структуры, которые занимаются Интернетом — ФАПСИ и ФСБ. Потом, когда ФАПСИ не стало, то главная такая структура, о которой все забыли, это так называемый „Третий главк“, назывался он Главное управление радиоэлектронной разведки на средствах связи…». В августе 2008 года Солдатов в программе «Точка» радио «Эхо Москвы» заявил, что мнение о «косности спецслужб, не рассматривающих Интернет как сферу влияния» является ошибочным. Согласно проведённому в эфире опросу, 93 % слушателей программы верят в агентов влияния на сайтах, форумах и блогах. В ноябре того же года автор статьи в журнале «Компьютерра» Киви Бёрд предположил, что российские специальные службы в русском сегменте Википедии «наверняка занимаются» редактированием статей в своих интересах по примеру англо-американских спецслужб.

В своей статье на странице MIT Press доцент кафедры коммуникации и риторических исследований Сиракузского университета Уитни Филлипс высказал мнение, что «В цифровом ландшафте практически нет границы между троллингом и корпоративными медиа, падкими на сенсации; для корпоративных медиа троллинг — не что иное, как бизнес-стратегия».

Техническое и программное обеспечение

Одним из основных признаков веб-бригад является использование бригадниками для своей «работы» в интернете специального программного обеспечения, создающего одновременно в наиболее популярных соцсетях миллионы ложных «сообщений» одновременно от тысяч и более ложных «виртуальных людей». Именно эта лживая «массовость» и является главным, что отличает бригадника от обычного пользователя интернета, имеющего право высказывать своё личное мнение в интернете. Используя специальное программное обеспечение, бригадники целенаправленно вытесняют из соцсетей реальных людей, заменяя их ложными «массами» и по сути навязывают обществу гигантскую ложь о якобы «существовании» несуществующего на самом деле «подавляющего общественного мнения» по тому или иному вопросу общественной жизни.

Объекты атак

Онлайн СМИ

Директор сайта Грани.ру Юлия Березовская выразила убеждённость в том, что форум сайта подвергается воздействию «веб-бригад». Как считает Михаил Тульский, объектами атаки становились сайт Grani.ru, сайт «Радио Свободы» и все форумы оппозиционных ресурсов.

В мае 2014 года журналист британской газеты «Гардиан» Крис Эллиот сообщила о том, что модераторы её веб-сайта убеждены в наличии организованной группы про-кремлёвских активистов, оставляющих провокационные комментарии к материалам сайта. В том же месяце журналист Илья Клишин в своей колонке в газете «Ведомости» сообщил со ссылкой на источники, близкие к администрации Президента РФ о начале работы «гнезда троллей», ориентированного на «внешнее направление» — онлайн-СМИ и социальные сети, популярные у американской и европейской аудитории.

Внештатный корреспондент «Радио Свобода» в Латвии и Эстонии Мария Кугель отметила, что в августе 2014 года по заказу центра стратегических коммуникаций НАТО Stratcom Латвийским институтом внешней политики было проведено исследование сайтов ряда латвийских СМИ. За две недели 6 тыс. из 200 тыс. комментариев (3 %) были оставлены троллями с одного IP-адреса; ряд комментариев на латышском языке были составлены с помощью Google translate.

Facebook и Twitter

В ноябре 2016 года начались президентские выборы в США. 8 ноября 2016 года Дональд Трамп одержал победу, получив 304 голоса выборщиков. Вследствие этого, в стране начались массовые протесты и митинги. Министерство внутренней безопасности США провело расследование и объявило о предполагаемом влиянии «фабрики троллей» на предвыборную гонку. По данным отчётов Facebook и Twitter, связанным с покупкой рекламы и прочей активностью в данный период, наибольшая активность проявлялась бот-аккаунтами с российским IP. По данным Министерства внутренней безопасности США, «фабрика троллей» скупила более 2000 аккаунтов в социальных сетях и потратила около $2 млн, которые были замечены в публикации рекламы и постов политического характера, направленых в пользу Трампа.

Русскоязычная Википедия

В феврале 2019 года Михаил Грузнов, сооснователь цифрового издательства «Викифай» заметил подозрительный аккаунт, делавший правки с положительной характеристикой для губернаторов регионов РФ и других чиновников, а также критические правки для политиков, общественных деятелей, журналистов и организаций. Со временем количество таких аккаунтов возросло. Начиная с февраля 2019 года эти учётные записи начали подавать заявки на статус автопатрулируемых и патрулирующих (то есть тех, которые могут вносить автоматически одобряемые правки, и тех, кто в дополнение к этому может одобрять правки других участников). Некоторые из них вскоре получили статус автопатрулируемых и подали заявки на получение следующего статуса — патрулирующих. До получения этих статусов с одобрением правок им помогали учётные записи, созданные с 2007 по 2013 год.

Грузнов предположил, что эти записи могут действовать в связке: старые учётные записи помогают новым одобрять правки, в том числе нейтральные, сделанные, чтобы «размыть» ангажированные политические дополнения к статьям — негативные про оппозицию и позитивные про чиновников и важные государственные проекты. По мнению Грузнова, они могут координировать свои действия в частных беседах, что не поощряется вики-сообществом: считается, что обсуждение статей и правок должно проходить публично на площадке самой «Википедии», на виду и с участием всех редакторов «Википедии».

2 июля Михаил Грузнов подал заявку на проверку 12 учётных записей, которые он подозревал в координированной деятельности по очернению российской оппозиции и восхвалению властей. Грузнов обратился к чекюзерам «Википедии» с просьбой проверить, не связаны ли между собой 12 подозрительных учётных записей. 4 июля чекюзеры в целом подтвердили догадки Грузнова: восемь из 12 названных им учётных записей оказались разными людьми, которые «офф-вики координировали свои действия и как минимум в одном случае, похоже, имели доступ к паролям друг друга». После проверки семь из 12 записей из заявки Грузнова были заблокированы.

Цели

Полянская, Кривов и Ломоко утверждали в статье «Виртуальное око старшего брата» (2003), что члены «веб-бригад» распространяют идеологию, включающую в себя:

  • реставрацию сталинских и советских ценностей,
  • повышение рейтингов действующей власти,
  • культ личности Путина,
  • милитаризм,
  • антисемитизм,
  • ксенофобия,
  • одобрение чеченской войны,
  • верность КГБ/ФСБ и ненависть к перебежчикам,
  • антиамериканизм и антизападничество,
  • ненависть к интеллигенции, к правозащитникам, диссидентам и журналистам,
  • ностальгия по СССР,
  • обвинения оппонентов в русофобии.

Также, по мнению авторов статьи, главными врагами «веб-бригады» являются сторонники оппозиционных взглядов, чеченцы, европейцы, американцы, евреи. А особый предмет ненависти — российская либеральная интеллигенция, бывшие диссиденты, независимые журналисты и правозащитное движение, а также отдельные особо ненавистные личности, такие, как С. Ковалев, Е. Боннэр, А. Бабицкий, А. Политковская, Г. Пасько, В. Шендерович, В. Новодворская и другие люди, известные своим критическим отношением к путинизму.

Агентство интернет-исследований

Примером веб-бригады является ООО «Агентство интернет-исследований», также известное как «ольгинские тролли» и «фабрика троллей». Корреспондент «Радио Свобода» в Санкт-Петербурге Виктор Резунков и журналист газеты «Коммерсантъ» Григорий Туманов выяснили, что согласно ЕГРЮЛ генеральным директором фирмы является отставной полковник милиции Михаил Быстров, но при этом у неё нет действующих контактов в открытом доступе, а указанный в ЕГРЮЛ мобильный телефон принадлежит бывшему сотруднику.

В июне 2015 года об агентстве было опубликовано журналистское расследование в The New York Times о существовании в Санкт-Петербурге «фабрики интернет-троллей». Пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков в ответ заявил, что Кремль не сотрудничает с Агентством интернет-исследований, о существовании которого им неизвестно.

СМИ связывают работу фабрики троллей с петербургским миллиардером Евгением Пригожиным и его компанией «Главсеть». С июля 2015 года туда с ул. Савушкина, 55 переехали «Интернет-исследования». По этому адресу располагался целый ряд интернет-изданий («Невские новости», «Федеральное агентство новостей», «Экономика сегодня», «Народные новости»), которые журнал РБК назвал «фабрикой медиа». В сентябре «Интернет-исследования» присоединились к ООО «Тека».

В Петербурге и Москве в специально оборудованных офисах орудуют интернет-тролли, которые хвалят Сергея Собянина и Владимира Путина, ругают Алексея Навального, Америку и защищают Сирию.

— Александра Гармажапова Где живут тролли. И кто их кормит // Новая газета

В обязанности сотрудника входит написание не менее пяти «провластных» комментариев в день на политические темы в соответствии с выдаваемым начальством техзаданием (по данным Туманова подробно разъясняющее содержание поста), а также, по данным журналиста «Коммерсантъ» Анны Пушкарской, ведение собственного блога на заданные темы.

В организации, по данным полученным главным редактором сайта «Радио Свобода» Дмитрием Волчеком в беседе с блогером Маратом Буркхардом, проводятся уроки «политинформации» и экзамены по идеологии. В организации есть отделы «Живого Журнала», Facebook, новостей, отделы создания видеороликов и демотиваторов. Также есть отделы на английском и украинском языках, занятые комментирование на сайтах иностранных СМИ. В ходе своей работы комментаторы работали на российских провинциальных форумах, устраивая заранее срежиссированные дискуссии. В написанных ими комментариях должны были быть указаны ключевые слова (теги), которые нельзя спрягать и склонять. Иногда исходный текст публикуется в ЖЖ, после чего начинается размещаться на форумах, в случае необходимости — с подтверждающими ссылками на СМИ.

Среди комментируемых тем согласно словам бывших сотрудников (Ольга Мальцева, Людмила Савчук, Марат Буркхард, Татьяна Н., Антон Н., Лена Н.) и техзаданиям были деятельность президента РФ Владимира Путина, вооружённый конфликт на востоке Украины, убийство Бориса Немцова, гражданская война в Сирии.

Согласно свидетельствам бывших сотрудников, с IP-адреса «Интернет-исследований» (был сфотографирован Ольгой Мальцевой для судебных заседаний) управляли и другими проектами.

По данным сайта Meduza в ноябре 2015 года был создан ныне не действующий сайт whoiswhos.me, скопировавший функционал и содержание у сайта Wikiblogger («классифицировал» блогеров и собирал информацию о них, обещая выплачивать 500 рублей за информацию о пишущих «пессимистичные» или «злобные» посты. Сайт был заблокирован Роскомнадзором в ноябре 2015 года за «многочисленные нарушения закона о персональных данных»). На нём публиковались имена и адреса петербургских оппозиционеров и комментаторов, критически отзывавшихся о властях в соцсетях. Некоторые из них впоследствии подвергались физическим нападениям. Деятельность сайта привлекала внимание петербургских и российских депутатов. По данным издания «Фонтанка.ру», «фабрика троллей» также администрировала сайт whoiswho.com.ua, где размещалась аналогичная информация об украинских политиках, а украинский сайт в итоге переехал на домен .org, созданный в конце 2015 года.

Зарплата

Бывшая сотрудница Людмила Савчук озвучивала заработную плату в ООО «Интернет-исследования» по состоянию на 2015 год: 30 тыс. рублей — для копирайтера, 40—50 тыс. рублей в месяц для простого комментатора, 60 тыс. рублей — для знающего иностранные языки, 70-80 для руководства. По данным Волчека заработную плату комментаторам выплачивали при выполнении нормы — оставлении 135 комментариев (не менее 200 знаков) за 12 часовую смену.

Политический технолог Станислав Белковский и президент исследовательского центра «Политическая аналитика» Михаил Тульский оценивали заработную плату участника бригады от одной до пяти тысяч долларов США в месяц.

Судебные иски

Самый знаменитый участник «фабрики троллей» — Людмила Савчук, требовавшая через суд выплаты заработной платы и возмещения морального вреда от своего бывшего работодателя ООО «Интернет-исследования». Она устроилась на работу по объявлению в интернете, предлагавшем заниматься написанием комментариев и постов в интернете на заданную тему. Трудовая деятельность шла посменно, по 12 часов. Единственным подписанным документом при устройстве стала подписка о неразглашении в СМИ информации о деятельности компании. В обязанности сотрудницы входило написание не менее пяти «провластных» комментариев в день на политические темы в соответствии с выдаваемым начальством техзаданием, а также ведение собственного блога на заданные темы. 17 августа суд удовлетворил иск Савчук, «Интернет исследования» официально оформили контракт и выплатили ей долги по зарплате, а также выплатили 1 руб. моральной компенсации. Сама Савчук и её юристы из «Команды 29» главным успехом посчитали публичное предание огласке деятельности «фабрики троллей».

В июне 2016 года в Куйбышевском районном суде Санкт-Петербурга начался процесс по искам петербургского миллиардера Евгения Пригожина к «Яндексу». Заявитель требовал удалить из поисковика ссылки на публикации ФБК (писавшего о проблемах с выигранными фирмами Пригожина подрядах у Минобороны РФ) и Фонтанки (писавшей о финансировании предпринимателем деятельности «фабрики троллей»). Освещение в СМИ привело к эффекту Стрейзанд. В дальнейшем он отказался от иска.

В августе 2016 года бывшая сотрудница «Интернет-исследований» и «Теки» Ольга Мальцева подала иск к компаниям в Невский районный суд Санкт-Петербурга, представляемая юристами «Команды 29». Она потребовала выплатить ей 300 тысяч рублей как задолженность по пособию по уходу за ребёнком и 50 тысяч в качестве компенсации морального вреда. В суд были переданы ряд техзаданий и скриншоты внутренней переписки сотрудников в Telegram. Представители «фабрики троллей» на судебные заседания не приходили. 22 февраля 2017 год суд отклонил поданный иск.

В октябре 2016 года по итогам проверки деятельности компании ООО «Интернет-исследования» правоохранительные органы нашли признаки состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ (мошенничество).

В сентябре 2017 года представители социальной сети Facebook сообщили, что «фабрика троллей» с июня 2015 по май 2017 года через 500 управляемых аккаунтов потратила 100 тыс. долларов США на распространение политической рекламы (по вопросам расовых тем, прав сексуальных меньшинств, права на ношение оружия и других). Связанные с ней учётные записи были удалены, так как противоречили внутренним правилам соцсети.

Китай

США

В США проект, получивший название «Честный голос» (англ. Operation Earnest Voice), управляется непосредственно Центральным командованием вооружённых сил.

Издание РБК со ссылкой на британскую The Guardian пишет, что армия США в скором будущем будет оснащена специальным программным обеспечением, ориентированным на проведение проамериканской пропаганды через социальные сети и различные блоги. Данная технология сделает возможным вести секретную блогерскую деятельность на зарубежных сайтах. Например, такое ПО будет противодействовать распространению пропаганды за пределами США, поможет кампаниям по дезинформации или хакерским атакам. В рамках этой программы будут создаваться вымышленные виртуальные личности в Twitter, Facebook и других соцсетях, которые по всем внешним признакам будут казаться обычными пользователями из разных стран и иметь убедительную легенду. Под контролем одного военного будет до десяти онлайн-персонажей.

Согласно заявлению генерального директора агентства Associated Press Тома Керли изданию «The Huffington Post», администрация Буша превратила американские войска в глобальную пропагандистскую машину, вводя жёсткие ограничения для журналистов, стремящихся дать общественности правдивую информацию о войнах в Ираке и Афганистане. Согласно расследованиям АП на службе у Пентагона находятся до 27000 преданных сотрудников, которые отвечают исключительно за связь с общественностью. На их содержание Пентагон тратит как минимум 4,7 миллиарда долларов в год.

Великобритания

«Cambridge Analytica» — британская компания, оказавшаяся в центре скандала о крупной утечке личных данных из сети Facebook и вмешательстве в выборы по всему миру.

Bell Pottinger — компания, занимавшаяся пропагандой в Интернете в интересах высокопоставленных заказчиков, пользовалась в работе авторитетом лорда Белла, ранее работавшего советником Маргарет Тэтчер. Была разоблачена в 2016 году и разорилась. В её арсенале были обнаружены многочисленные средства создания иллюзии правды, включая подставные аккаунты в соцсетях и в Википедии.

Израиль и арабская пропаганда

Публичная дипломатия Израиля (Хасбара — разъяснение) — относится к усилиям по связям с общественностью по распространению положительной информации за рубежом о Государстве Израиль и его действиях в противовес пропаганде его врагов. Была создана в 2009 году по инициативе Министерства иностранных дел группа, специализирующаяся на «интернетной войне», включает оплачиваемых сотрудников, чья работа, по мнению проарабского источника, заключается в трёхсменном пребывании в интернете с целью распространения произраильской информации.

Пример борьбы с антиизраильской пропагандой сатирический ролик We Con the World созданный в июне 2010 года израильским интернет-сайтом сатиры и критики СМИ «Латма» в ответ на необоснованное, по мнению авторов клипа, осуждение действий Израиля. Следует добавить, что государство к этому ролику отношение не имеет и «Латма» делала свой ролик по своей инициативе и за свой счёт.

В прошлом израильская контрпропаганда была ответной реакцией, пытаясь объяснить действия Израиля. Теперь официальные органы Израиля, в том числе пресс-секретарь израильских сил обороны и министерство иностранных дел, вложили средства в профессиональные группы по проектированию и коммуникациям, чтобы улучшить содержание предыдущих боевых действий. ЦАХАЛ больше не отвечает критикам в СМИ.

По мнению некоторых проарабских источников особое внимание уделяется выработке у участников навыков ведения дискуссий в интернете. Активисты борьбы с антиизраильской пропагандой обвиняют, не без основательно, своих оппонентов в антисемитизме.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: