Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезные советы




24.11.2021


19.11.2021


18.11.2021


17.11.2021


16.11.2021





Яндекс.Метрика





Смерть Сталина (фильм)

11.10.2021

«Смерть Сталина» (англ. The Death of Stalin) — британско-французский политико-сатирический фильм режиссёра Армандо Ианнуччи. Снят в 2017 году по одноимённому графическому роману (комиксу) 2010 года Фабьена Нури и Тьерри Робена.

Фильм повествует о последних часах жизни лидера СССР Иосифа Сталина и политической борьбе за власть его ближайшего окружения сразу после его кончины в начале марта 1953 года.

Главные роли в картине сыграли: Стив Бушеми, Саймон Рассел Бил, Джейсон Айзекс, Руперт Френд и Ольга Куриленко.

Премьера фильма состоялась 15 сентября 2017 года на Международном кинофестивале в Торонто (Канада). В Великобритании фильм впервые вышел на экраны 20 октября 2017 года.

Фильм отмечен премией Международной федерации кинопрессы за лучший фильм кинофестиваля в Турине в 2017 году, премией Европейской киноакадемии 2018 года в номинации «Лучшая комедия», а актёр Саймон Рассел Бил и некоторые участники съёмочный группы награждены за работу в фильме премией британского независимого кино 2017 года.

Сюжет

СССР, март 1953 года. Пианистка Мария Юдина вкладывает в конверт с грампластинкой записку с пожеланием смерти Сталину. На Ближней даче Иосиф Сталин читает записку, смеётся и в судорогах падает. Его находят парализованным в луже мочи. Смерть Сталина через несколько дней наступает в результате кровоизлияния в мозг. После его похорон начинается борьба за власть, в которую активно включаются Никита Хрущёв и Лаврентий Берия. Оба претендента стремятся склонить на свою сторону старых членов Политбюро ЦК КПСС, а также использовать детей Сталина (Светлану и Василия) в своих целях. Берия же освобождает жену Молотова Полину.

Впоследствии в гонку вступает и маршал Жуков, недовольный действиями Берии. В результате совместных действий Хрущёв и Жуков склоняют на свою сторону формального руководителя государства Георгия Маленкова, Вячеслава Молотова и других членов Президиума ЦК КПСС и убивают Берию.

В ролях

Замысел

Фильм основан на графическом романе (комиксе) французских авторов Фабьена Нури и Тьерри Робена «Смерть Сталина. История, истинно… советская», первый том которого «Агония» был издан в 2010 году, а второй — «Похороны» — в 2012 году; русский перевод издан в апреле 2018 года. Фабьен Нури обратился к страшной истории смерти советского вождя, намереваясь создать собственный киносценарий триллера, но, в итоге, совместно с Тьерри Робеном пришёл к комиксу, формат которого лучше отражал трагизм истории. Как утверждает Фабьен Нури, он «не изобрёл ничего», а, наоборот, был вынужден изъять некоторые исторические детали, оказавшиеся чересчур безумными, а основным вдохновением для сюжета называет фильм «Доктор Стрейнджлав» (1964) режиссёра Стэнли Кубрика.

При работе над сценарием британские авторы — Армандо Ианнуччи, Дэвид Шнайдер, Иэн Мартин, Питер Феллоуз — использовали повествовательную структуру, созданную Нури и Робеном, и усилили сатирический посыл по сравнению с более серьёзной графической новеллой, сохранив ужас и трагизм истории. По словам Ианнуччи, авторы старались отнестись к историческим событиям с максимальным уважением и с пониманием того, что происходившее с миллионами людей в СССР не было смешно, однако можно использовать комедию для исследования мировоззрения советских политиков и смеяться над «подковёрными интригами этих взрослых людей, которые внезапно ведут себя как дети».

В ходе подготовки к съёмкам авторы съездили в Москву, где посетили Кремль, дачу Сталина, пообщались с историками и заставшими 1950-е годы москвичами, а также посмотрели такие российские фильмы как «Утомлённые солнцем» (1994) Никиты Михалкова и «Хрусталёв, машину!» (1998) Алексея Германа.

Музыка

Фильм открывается звуками адажио из концерта для фортепиано с оркестром № 23 Моцарта, за роялем сидит любимая пианистка Сталина Мария Юдина (её играет Ольга Куриленко). Этой же музыкой фильм завершается, в зале исполнение Юдиной слушают уже другие руководители. Ианнуччи стремился начать фильм прекрасной музыкой Моцарта, с тем чтобы постепенно красота сменилась на нечто ужасающее. Сталину в действительности нравилась игра пианистки, и показанная в фильме история спешной записи пластинки с понравившимся вождю исполнением Марии Юдиной была описана в воспоминаниях Дмитрия Шостаковича, там же композитор пересказывает историю о том, что пластинка стояла на проигрывателе в момент смерти Сталина.

Оригинальный саундтрек к фильму создал композитор Кристофер Уиллис, при написании музыки он вдохновлялся творчеством советских композиторов 1950-х годов, прежде всего Дмитрия Шостаковича и Моисея Вайнберга. По словам Уиллиса, Шостакович и Вайнберг в работах того периода «пытаются быть счастливыми, но у них не получается», и это подходящее фильму «маниакальное» качество Уиллис старался сохранить в своей работе над музыкой к картине.

Производство

Работа над фильмом началась в мае, съёмки — в июне 2016 года. Ради работы в этой картине Армандо Ианнуччи оставил продюсирование телевизионного проекта «Вице-президент» ещё до окончания последнего сезона. Натурные съёмки велись в Лондоне: использовались Блайт-хауз и Александра-палас, и в Киеве: задержания «врагов народа» происходили в доме на улице Олеся Гончара, Горсовет стал в фильме зданием НКВД, а павильон Экспоцентра — Домом Союзов.

Продвижение

11 августа 2017 года вышел трейлер фильма. Версия трейлера, дублированная на русский язык, вышла 7 ноября 2017 года.

Премьерный фестивальный показ фильма состоялся 15 сентября 2017 года на Международном кинофестивале в Торонто (Канада).

Прокат и цензура

На европейском кинорынке дистрибьютерская компания «IFC Films» выкупила права для показа фильма в Северной Америке. Предпродажи фильма прошли для проката Австралии, Германии, Греции, Польши, Румынии, Швейцарии.

Прокат фильма в Великобритании начался 20 октября 2017 года, фильм вошёл в пятёрку наиболее успешных премьер недели. Премьера в США запланирована на 9 марта 2018 года.

Выход фильма на экраны и продажа билетов были приостановлены в Белоруссии. Министерство культуры Республики Беларусь решило предварительно посмотреть фильм и потом принять окончательное решение о его показе и после просмотра разрешило прокат фильма, не выявив фактов нарушения законодательства. Комедия вышла в прокат в кинотеатрах Беларуси 8 февраля.

В конце января и начале февраля 2018 года премьеры фильма прошли в Армении, Казахстане, Украине. Фильм был запрещен к показу в кинотеатрах Министерством культуры Азербайджана.

Отзыв прокатного удостоверения в России

Премьера в России была запланирована на 25 января 2018 года, прокатное удостоверение фильму было выдано Министерством культуры Российской Федерации 17 января 2018 года.

Ещё в сентябре 2017 года к отказу от проката фильма «Смерть Сталина» призывал бывший глава и действующий член общественного совета при министерстве культуры Павел Пожигайло, который предположил, что фильм подействует на коммунистов так же, как фильм «Матильда», по его мнению, подействовал на православных, и назвал выпуск этих фильмов частью «спланированной провокации». Представители КПРФ и основатель российской политической «Партии Великое Отечество» Николай Стариков назвали картину «недружелюбным актом со стороны британского класса интеллектуалов» и элементом «антироссийской информационной войны», нацеленной на дискредитирование фигуры Сталина.

После организованного 22 января 2018 года Министерством культуры РФ общественного просмотра фильма, на котором присутствовали деятели кино, депутаты Государственной думы, представители Российского исторического общества, а также члены Общественного совета при Министерстве культуры РФ (среди зрителей были режиссёры Никита Михалков и Сергей Мирошниченко, кинопродюсер Леонид Верещагин, зампред Комитета по культуре Госдумы Елена Драпеко и другие), было опубликовано открытое письмо министру культуры РФ Владимиру Мединскому с просьбой временно отозвать прокатное удостоверение у фильма «Смерть Сталина» (среди подписантов — Никита Михалков, Владимир Бортко, Сергей Мирошниченко, Александр Галибин, дочь Георгия Жукова Эра Жукова и другие). Авторы письма усмотрели в трейлере к фильму «оскорбительное отношение к Государственному гимну страны» и оценили фильм как «произведение с очень плохо играющими актёрами, небрежными и неправдивыми декорациями» и «пасквиль на историю нашей страны», и предположили, что содержащаяся в нём информация «может быть расценена как экстремистская, направленная на унижение достоинства российского (советского) человека», а выход фильма в канун 75-летия Сталинградской битвы назвали «плевком в лицо» её жертвам и всем оставшимся в живых. Павел Пожигайло обнаружил в фильме оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны и исторических персонажей, дискредитацию государственных символов (советского гимна, орденов и медалей) и наличие сцен чрезмерного насилия. Глава Общественного совета при Министерстве культуры РФ писатель Юрий Поляков заявил, что фильм — «образчик идеологической борьбы с нашей страной». Правнук Сталина, грузинский художник и общественный деятель Яков Джугашвили, в интервью радиостанции «Говорит Москва» сообщил, что не смотрел фильм, но для него достаточно уже определения жанра фильма как комедии, и назвал «нелюдями» авторов картины, для которых «смерть является поводом для смеха». Сын Никиты Хрущёва, Сергей Хрущёв, заявил, что фильм является ярчайшим примером искажения истории СССР и России, что «внедрение в сознание молодого поколения ложного, искажённого и унизительного представления о прошлом, а следовательно, и о настоящем нашей страны, являет собой огромную опасность», и от имени своей семьи попросил министра культуры РФ «приложить все усилия для того, чтобы эта подлая ложь не отравляла чувства людей, пришедших в кино — как молодых, так и тех, для кого ещё свежа память о прошлом».

23 января 2018 года Министр культуры РФ Владимир Мединский заявил об отзыве прокатного удостоверения с целью проведения дополнительной всесторонней юридической экспертизы, сославшись на мнение присутствовавших на просмотре граждан, и предположив, что зрители воспримут фильм как «оскорбительную насмешку над всем советским прошлым». Правила выдачи прокатного удостоверения позволяют его отзыв при выявлении в фильме информации, «распространение которой запрещено законодательством», и обязывают прокатчика вернуть удостоверение в тридцатидневный срок.

25 января 2018 года, несмотря на отзыв у фильма прокатного удостоверения, сеансы состоялись в московском кинотеатре «Пионер», принадлежащем бизнесмену Александру Мамуту. Министерство культуры РФ заявило о намерении проверить сообщения СМИ о факте показа кинофильма без прокатного удостоверения, а также сообщило, что в случае их подтверждения «в отношении кинотеатра будет возбуждено дело об административном правонарушении». 26 января 2018 года кинотеатр разместил в социальной сети «ВКонтакте» объявление о прекращении показов фильма с 27 января. Всего в кинотеатре состоялось 4 сеанса.

Адвокат Юлий Тай, представляющий интересы «Пионера», отметил, что в протоколах Минкульта нет доказательств того, что показы «Смерти Сталина» проходили в кинотеатре. Он уточнил, что ведомство не проводило собственную проверку, а ссылается на публикацию издания «Известия».

По данным социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в феврале 2018 года, 30 % опрошенных россиян, смотревших фильм или что-либо слышавших о нём, поддерживают решение Министерства культуры о запрете показа фильма «Смерть Сталина» в российских кинотеатрах, 35 % — не поддерживают. 58 % опрошенных россиян (среди тех, кто не смотрел) были готовы посмотреть фильм «Смерть Сталина» в случае его выхода на экраны российских кинотеатров.

Критика

Фильм получил одобрительные отклики кинокритиков. Сайт «Rotten Tomatoes» присвоил фильму рейтинг 96 % со средним баллом 8,09/10 на основе 237 обзоров кинокритики, которые были обобщены фразой: «„Смерть Сталина“ застаёт режиссёра и соавтора сценария Армандо Иануччи бунтовщиком, заставляющим свой скабрёзный политический юмор отразить главу в истории с болезненно своевременными параллелями». На сайте «Metacritic» полученные фильмом 88 баллов из 100 по 43 отзывам критиков оцениваются как «всеобщее признание».

Критик Дональд Кларк в газете «The Irish Times» пишет, что фильм «начинается с моральной паники и пребывает в этом состоянии до неминуемо ужасающего завершения». Питер Брэдшоу в «The Guardian» пишет, что «страх поднимается подобно трупному газу» в этом «блестящем сатирическом фильме ужасов».

Кинообозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин определил жанр фильма как «грубый, но, увы, справедливый трагифарс», и заметил, что осознание того, что в основе гротеска лежит суровая правда, оставляет «чувство шока и бессилия», сравнимое с впечатлением от работ Гойи и Босха, а в сцене смерти вождя обнаружил родство с тем, как она показана в драме (а по определению автора фильма Алексея Германа — трагикомедии) «Хрусталёв, машину!» (1998). Обозреватель «Огонька» Андрей Архангельский считает, что парадоксальным образом именно комедия оказалась способна передать серьёзность и мрачную актуальность описанных событий лучше, чем «серьёзные» антисталинские фильмы, пафос которых невольно возвеличивает Сталина.

Награды и номинации

Награды

  • Премия британского независимого кино 2017 года:
    • Лучший актёр в роли второго плана: Саймон Рассел Бил
    • Лучший кастинг: Сара Кроу
    • Лучший грим: Николь Стаффорд
    • Лучший художник: Кристина Касали
  • Кинофестиваль в Турине (2017): премия Международной федерации кинопрессы за лучший фильм
  • Премия Европейской киноакадемии 2018 года в номинации «Лучшая комедия»

Номинации

  • Международный кинофестиваль в Дубае 2017 года, премия «Cinema of the World»
  • Международный кинофестиваль в Торонто 2017 года, премия «Platform»
  • Премия британского независимого кино 2017 года:
    • Лучший фильм
    • Лучшее достижение: Армандо Иануччи
    • Лучший сценарий: Армандо Иануччи, Дэвид Шнайдер и Ян Мартин
    • Лучшая актриса в роли второго плана: Андреа Райсборо
  • Премия BAFTA 2018 года:
    • Выдающийся британский фильм
    • Лучший адаптированный сценарий

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: