Железнодорожная линия Астрахань — Кизляр

Железнодорожная линия Астрахань — Кизляр

08.11.2020

Железнодорожная линия Астрахань - Кизляр — соединительная железная дорога от станции Астрахань до станции Кизляр через станции Линейная, Зензели, Улан-Холл и Артезиан. Линия общей протяжённостью 335 км построена в годы Великой Отечественной войны.

История строительства

Решение о строительстве принято 16 августа 1941 года на совместном заседании ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР. Этот проект получил название «Специальная стройка НКПС № 8»..

Строительство велось в прифронтовой полосе в сложных природно-климатических условиях в знойной, безводной, малонаселённой местности. На строительство дороги было мобилизовано всё местное население, стянуты имевшиеся на Рязано-Уральской и Орджоникидзеевской дорогах техника: экскаваторы, скреперы, бульдозеры, автотранспорт.

30 сентября 1941 года на совместном заседании бюро обкома ВКП(б) и Совнарком Калмыцкой АССР строительство железнодорожной линии Астрахань – Кизляр было признано важнейшей стройкой в республике, для обеспечения выполнения установленных правительством сроков открытия движения по линии было принято решение направить на строительство не позднее, чем 15 октября в порядке трудовой и гужевой повинности 6200 человек рабочих и 2325 подвод согласно приложению. 22 ноября дополнительно на строительство были направлены ещё 1900 человек и 450 подвод. Наркомат путей сообщения для ускорения строительства направил на стройку 47-ю бригаду железнодорожных войск, 25-й отдельный мостовой батальон, мостоотряд № 2 и мостопоезд № 49. Были выделены дополнительные фонды на материалы и оборудование. 4 августа 1942 года строительство линии было завершено, первый поезд из Кизляра прибыл в Астрахань. С этого момента началось регулярное движение поездов с нефтью.

Наиболее технически сложным, трудоемким и дорогостоящим объектом было сооружение мостового перехода через Волгу от станции Трусово, расположенной на правом берегу, в Астрахань и далее по Рязано-Уральской железной дороге на Урбах, находящихся на левобережье. Летом 1942 года был сооружен наплавной мост через Волгу. В зиму 1942-1943 года движение поездов осуществлялось прямо по льду, благо зима была морозная и лёд крепок. Весной вновь был восстановлен наплавной мост. Постоянный мост был сооружён на линии только в послевоенные годы.

При строительстве линии не строились вагонные и локомотивные депо. Из-за упрощения и низкого качества путевых работ на многих участках действовало постоянное ограничение скорости движения поездов, которая в ряде случаев не превышала 15-25 км/ч.

Линия связала Астраханский регион с Закавказьем и Кавказом и обеспечила снабжение армии нефтью и боеприпасами. С августа по октябрь 1942 года в Сталинград было отправлено более 16 тысяч цистерн с горючим