Коллишоу, Мэт

Коллишоу, Мэт

08.11.2020

Мэт Коллишоу (Mat Collishaw, 1966, Ноттингем, Великобритания) — современный британский художник, фотограф, скульптор и режиссёр.

Образование

  • 1986 Trent Polytechnic, Ноттингем
  • 1989 BA Fine Art, Goldsmiths College, Университет Лондона, Англия

Творчество

В 1988 году на выставке Freeze в Лондоне, организованной другом и сокурсником Мэта Коллишоу, Дэмиеном Херстом, художник представил работу Bullet Hole – сибахром на пятнадцати световых коробах (2 x 3 м) – изображавшую крупным планом отверстие от выстрела в голову. Эта работа стала визитной карточкой Коллишоу. На лондонской выставке студенты Голдсмитc-колледжа задали новый вектор развития западноевропейского искусства, подводя итог «возрождения живописи 80-х» и обращаясь с интересом к повседневным вопросам социума и суровым реалиям жизни. Возникло новое поколение художников – Young British Artists. Центральное место в творчестве Мэта Коллишоу занимают темы иллюзии и желания, которыми он оперирует, разрушая и подвергая сомнению повседневное восприятие привычных образов. Так художник анализирует влияние скрытых механизмов и визуальных приемов на человеческий разум и подсознание. Работы притягивают внимание зрителя свообразным балансом между соблазнительным и отталкивающим, знакомым и шокирующим, поэтическим романтизмом и мрачной иллюзорностью. В центре внимания Коллишоу – сюжеты запретных историй: «Мое вдохновение подпитывают события из прошлого, подавлявшиеся или удерживавшиеся на расстоянии, это рождает жажду к созданию новых работ». Художник часто обращается к творчеству старых мастеров. Большинство работ Коллишоу содержат как отсылки к историческим сюжетам, так и классические приемы изображения натуры и природы, свойственные культуре той эпохи. Заимствованные образы подвергаются цифровой обработке и предстают перед зрителем в новой интерпретации, раскрывая тем самым тему взаимоотношений репрезентации и реальности.

Интерес художника к викторианской эпохе не случаен: в XIX веке Великобритания позиционировала себя лидером в свете научного прогресса и эмпирической трезвости. Ссылаясь на викторианский период в своих работах, Коллишоу подражет его орнаментальному, романтическому стилю, и в то же время косвенно воссоздает в воображении темную сторону общества, актуальную и для современности. Он выводит на свет темные побуждения человека, показывая, что общество так и не преодолело низменные инстинкты, вне зависимости от времени, эстетических и научных достижений.

Интерес к этому периоду также связан с изучением ранней викторианской техники, используемой для достижения оптических иллюзий. Благодаря спектральным проекциям, новаторским способам фотографии и зоотропам, изобретенным в начале викторианской эпохи как форма докинематографической анимации, Коллишоу воссоздает эффекты, вызывавшие благоговейный трепет зрителя еще несколько веков назад. В 2010 году Музей Виктории и Альберта инсталлировал крупнейший на сегодняшний день зоотроп Коллишоу – монументальный проект «Волшебный фонарь» («Magic Lantern») был установлен в куполе над входом и преобразил саму архитектуру музея, воссоздав «свет в окне», окруженный роем мотыльков. Проект был виден из любой точки Лондона на протяжении нескольких месяцев.

В 2015 году в Новой галерее искусств в Уолсолле состоялась масштабная ретроспектива работ, созданных в середине творческой карьеры художника. Экспозиция расположилась на двух этажах и включала крупные объекты, в том числе инсталляцию «Избиение младенцев» (All Things Fall, 2014 г.) по сюжетам Нового Завета, первоначально созданную для его персональной выставки в Галерее Боргезе в Риме в 2014 г. Работа представляет собой зоотроп из более 300 отдельных фигур, оживлявших библейский эпизод об истреблении младенцев в Вифлееме. Именно эта работа была описана критиком Вальдемаром Янушчаком как «не что иное, как современный шедевр», поскольку оптическая иллюзия привлекает зрителя и возвращает к вопросам о древнейших социальных конфликтах.

В 2016 году для проекта Британского Национального фонда Коллишоу создал две работы, вписав их в интерьеры декоративных павильонов Фаунтинского аббатства и Королевского водного сада Стадли – объектов всемирного наследия Национального фонда в Йоркшире. Первая работа «Серия Людо» (Seria Ludo) – представлет собой сияющую люминесцентную люстру, покрытую 186 фигурами. По мере вращения инсталляции изображение оживает, воскрешая сцены шумной вакханалии, во время которой персонажи едят, пьют, дерутся и танцуют. Напротив, Храм Благочестия и безмятежные Лунные пруды на краю водного сада были украшены более спокойной работой – «Третий глаз» (The Pineal Eye), представлявшей собой два параболических зеркала, обращенных друг к другу. Оптический эффект создавал эфемерный мираж римской картины благочестия: греческую девушку, кормящую грудью заключенного в оковы отца – сюжет, изображенный на дальней стене Храма.

В 2017 в галерее Blain|Southern была представлена работа «Альбион» (The Albion) – проекция знаменитого дуба в Шервудском лесу Ноттингема, по преданию служившего укрытием Робину Гуду. После естественной смерти легендарного дуба местные власти установили сложные стальные конструкции, поддерживающие его прежний вид. Созданная путем лазерного сканирования и воспроизведения с помощью техники «Призрак Пеппера» (Pepper’s Ghost) проекция дуба – редкая возможность увидеть тысячелетнее дерево и исчезающий памятник старины.

В феврале 2018 года Галерея представила выставку британского художника Мэта Коллишоу, одного из лидеров и основателей движения Young British Artist’s. На первом масштабном проекте художника в Москве были представлены оптические иллюзии, световые проекции и гиперреалистичная живопись. Знаковыми работы экспозиции стали: зоотроп All Things Fall (2014-17), созданный для экспозиции в Галерее Боргезе в Риме, являющийся отсылкой к картине «Избиение младенцев» Ипполито Скарселлы. Зоотроп, состоящий из 300 отдельных фигур, запрограммирован вращаться со скоростью 60 оборотов в минуту, а синхронизированные светодиодные лампы мигают 18 раз в секунду, создавая иллюзию движения - эффект "движущихся картинок". Интерактивные объекты серии Black Mirrors: St.Sebastian, Andromeda (2017) – полотна Николо Реньери и Влахо Буковаца, возникающие в зеркалах, обрамленных черным муранским стеклом.

Работы Коллишоу были представлены в таких музеях и публичных коллекциях, как: Галерея Тейт (Лондон), Сомерсет-хаус (Лондон), Музей и Художественная Галерея Бирмингема (Бирменгем, Великобритания), Галерея Боргезе (Рим), Музей Фрейда (Лондон), Национальная галерея современного искусства в Болонье (Италия), Музей современного искусства в Париже, Бруклинский музей (Нью-Йорк), Музей Рима (Италия), Национальный музей искусства Каталонии (Барселона, Испания), Фонд Arter (Стамбул), Коллекция Британского совета (Лондон), Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду (Париж), Галерея современного искусства Civica (Турин, Италия), Музей современного искусства в Сан-Диего, Mузей старого и нового искусства – MONA (Австралия), Коллекция Ольбрихта (Берлин).

Награды и достижения

  • 2013 - 16th Pino Pascali Prize, Pino Pascali Museum Foundation, Бари, Италия

Персональные выставки