Бутой

Бутой

08.11.2020

Бутой — чеченский тайп, входящий в Чеберлоевский тукхум.

Бути (Буто) село и одноимённый тайп (Бутой) входит в настоящее время в Шароевский район Чеченской Республике с административным центром в селении Бути (Буто).

Село Бути (Буто) существует, согласно историко-археологической информации с IV века, а поселение существовало ещё раньше, кроме археологических данных в истории пока мало информации.

В 1841 году жители села вошли в имамат Шамиля в составе Технуцальского наибства (см. Архив история Кавказской войны и дневники летописца Кавказской войны и главного писаря имама Шамиля Мухааммада Тахир (авар. Мухӏаммад Тӏагьир).

Тайпа Бутой

Бути (Буто, Бутти, Буты, Бурти) такие разные названия встречаются в старой и новой истории, в административных картах и официальных государственных документах при упоминании этого села и связанной с ним информации.

Жители этого села называют себя Бутой, а своё село — Буто. Правописание названия села было изменено в период Кавказской войны и после покорения Чечни и Дагестана (1859 г) на название Бути.

Они свои земли называют Бутой Мохк, речку — Бутой Ахка, пастбище Бутой Лам, скалу, на которой расположено само село — Бутой Берд.

Территория Бутой

Выдающийся исследователь природы Кавказа Николай Яковлевич Динник в своём рассказе «По Чечне и Дагестану» подробно рассказывает в своей книге о границах именно этого села, так как он направлялся на охоту на горного козла, обитающего только в этих местах.


Территория села Бутой граничит:

— на юге села Бутой граничит по острию хребта Бутой Лам, начиная от вершины горы Кхашкхар Лам до устья речки Бутой Ахка, в месте слияния с речкой Кенхи Ахка, с землями селения Кенхи, с одной стороны;

— на западе села Бутой граничит с землями с. Кири, начиная от устье речки Бутой Ахка (в месте слияния речки Кенхи и речки Бутой Ахка) по гребню между сёлами Бути (Буто) и Кири вверх до самой вершины хребта, до точки разделения земель между селениями Босохой и Хиндой, то есть, до знаменитой точки пересечения «четырёх границ», которая веками является точкой ориентира границ для этих четырёх сёл.

— на севере села Бутой граничит с землями Хиндой: от точки пересечения «четырёх границ» между землями селения Бутой и Хиндой границы проходят по острию вершины Хиндоевского хребта.

Далее, земля Бутой Мохк граничит по этому же хребту с землями села Садой до исторического места Чхар Корта, где в древности стояла сторожевая приграничная с Дагестаном башня;

— на востоке села Бутой граничит с Дагестаном: в частности, с землями сёл Зибирхали и Годобери. Граница проходит по гребню Совса Лам от вершины Чхар Корта до вершины Кхашкхар Лам.

Границы этого села можно сравнить с завершённой формой чашки, как бы, является место устье речки Бутой Ахка.

Вероисповедание

Тайп Бутой один из первых в этом округе принял мусульманскую религию и являются убеждёнными суннитами.

История образования села Бути (Буто)

Упоминание о селе Бути (Буто) имеется также в исторических материалах XIII века, связанных с нашествием хромого Тимура на Кавказ (см. Борьба горцев в XIII веке), а также много информации в истории и в дневниках царских офицеров периода Кавказской войны XVIII—XVIV вв.

Само расположение села на стратегически важном торговом пути из Дагестана в Грузию, имело в прошлом важное значение для всего чеченского общества. Нужно отметить, что село действительно являлся укреплённым чеченским Форпостом с боевыми и сигнальными башнями.

О древности истории села Бути (Буто) говорит наличие нескольких старинных и безымянных кладбищ, в том числе, в самых нетрадиционных и недоступных скалистых местах.

Старое действующее сельское кладбище села, расположенное перед въездом в село, имеет два уровня захоронений, что является большой редкостью и загадкой, если учитывать чеченские традиции.

В пользу о древности села говорит ещё то, что оно расположено на самом удобном в горах месте, где имеются все необходимые условия для ведения животноводства, сельского хозяйства и имел по старинным меркам стратегические преимущества для обороны. Только первые поселенцы в этом округе могли иметь такой выбор земли при закладке нового села. На территории села Бути (Буто) в прошлом имелись четыре сигнальных и четыре боевых башен от которых сохранились до наших дней только незначительные следы фундамента. Башни разрушались, как в период нашествия хромого Тимура, так и в период Кавказской войны. Целенаправленно уничтожая родовые башни, новая власть начала утверждаться в горах. В последующий период, начиная с 1944 года, с особым рвением НКВДешники взрывали и разрушали сохранившиеся башенные строения. Советская власть преследовала цель лишить «абреков» жилища и укрытия. Так остался тайп Бутой без своих родовых башен, мечети, неповторимых в архитектурном смысле жилых и хозяйственных каменных сооружений. Все, без исключения, башни тайп Бутой были построены из местного белого камня, добытого в Кӏолой Лам (Кӏай-белый, Лам-гора). На строительство башен, мечети и жилых домов привлекались самые лучшие мастера, как свои, так и из окружающих чеченских сёл. При въезде на территорию села из любой стороны были видны почти все сторожевые башни, они изначально были именно так построены, чтобы могли друг другу передавать сигналы об опасности. Само ущелье в прежние времена называлось «Ущельем белых башен».

Язык общения и диалект тайпа Бутой

Тайп Бутой относится к Чеберлоевской языковой группе. Они по сей день общаются между собой на чисто своём диалекте. Данный диалект интересен, прежде всего, тем, что сохранил наиболее древние формы чеченского языка. Это видно хотя бы из его вокализма. Чеберлойское общество и соответственно тайп Бутой в силу своего географического положения, были до определенного времени довольно изолированными от остальной части чеченцев, проживавших на равнине и меньше всего подверглись внешним влияниям.

Состав жителей села Бути (Буто)

Родоначальниками и основателями села Бути (Буто) являются чеченцами. Одними из основателей села Бути (Буто) считают себя Иганай гар и имеют этому следующее объяснение: И-га-най, указывая, что «и»- на, а «Гар» (ветвь) от «Най» (дословно, Ветвь от пророка Ноя), («Най» это чеберлоевский диалект произношения имени пророка Ноя, подобно тому, как чеберлоевское произношение «Нахчи» отличается от произношения равнинных чеченцев — «Нохчи», самоназвание чеченцев).

К числу первых основателей с. Бути (Буто) относят себя также односельчане из числа прибывших из местности Нашаха чеченцы (ныне живущие в Самашках) и Хьабашен гар.

Тайп Бутой с давних времён имели тесные родственные и хозяйственные связи с Чеберлоевскими родами (тайпами), особенно сс. Хиндой, Босохой, Цӏикарой, Макажой и Хой. Особенно интересно то, что Бутой и Хиндой во многих, сохранившихся до сегодняшнего дня преданиях, связывают свою историю с именем пророка Ноха (пророк Ноя). В подтверждении этой версии имеются множество доказательств, как названия хуторов, родников, мужские имена и предания, связанные с предполагаемым в Хиндое «Ноев Ковчегом»

Село Бути (Буто) не стало исключением в период миграции горских племён. В трудные для родственников и знакомых времена и ситуациях, они не раз приютили спасавшихся от кровной мести или голода людей. Так был заложен орстхоевцами в начале 14 столетия хутор Кулине (их называют в последствии Кулинахой), которые вынуждено покинули селение Ансалта (Ансадой).

История гласит о том, что орстхоевцы основали село Ансалта, которое примыкает к Чеберлой, но в последствии произошёл конфликт между ними и уже к этому времени преобладающими по численности аварцами на предмет верховенства в селе. Аварцы поклялись, что село принадлежит им и спор на этом был завершён. Орстхоевцы не захотели с такими разногласиями жить в селе и дружно покинули его в направление Чечни. Имевший на то время с тайп Бутой родственные отношения чеченец, по имени ӏарабо, известный своей религиозностью и принадлежностью к семье курайшитов, был принят тайп Бутой и назначен в качестве сельского имама с выделением ему земли и участка для покоса. Так осели орстхоевцы в село Бутой и стали в последствии полноправными членами тайп Бутой.

В основном, до самого выселения чеченцев в 1944 году, молодые люди женились и выходили замуж только в Чеберлой. В местах депортации и после возвращения чеченцев на родину диапазон выбора невест и женихов для тайп Бутой заметно географически расширился, соответственно установились родственные связи по всей Чечне.