Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезные советы



















Яндекс.Метрика





Лётчик-испытатель

Лётчик-испытатель (англ. test pilot) — лётчик, прошедший дополнительное профессиональное обучение, выполняющий в рамках лётных испытаний и исследований в области авиации испытательные полёты на новых образцах или модифицированных образцах воздушных судов, в том числе путем осуществления специальных режимов и манёвров для проверки характеристик авиационной техники (англ. flight test techniques).

История

Лётчики-испытатели появились с первыми летательными аппаратами, роль испытателей примеряли на себя сами изобретатели. Профессия лётчика-испытателя появилась во время Первой мировой войны в Великобритании, когда был образован Королевский научно-исследовательский авиационный институт и при Центральной лётной школе было создано испытательное подразделение (англ. Experimental Flight). Позднее в США в послевоенные годы по настоянию Дуайта Эйзенхауэра первых астронавтов США отбирали из числа высококлассных военных лётчиков.

Старейшей школой лётчиков-испытателей является британская Имперская школа лётчиков-испытателей, располагающаяся на базе Боском-Даун. В США подготовку осуществляют военные Школа лётчиков-испытателей ВВС США (авиабаза Эдвардс) и Школа лётчиков-испытателей ВМС США (база Патаксент). Есть также гражданская Национальная школа лётчиков-испытателей (Мохаве, Калифорния). Во Франции этой деятельностью занимается Школа для подготовки лётчиков-испытателей Франции (Истр).

Профессия лётчика-испытателя относится к числу опасных: в 1950-е годы была особенно высокая смертность среди лётчиков-испытателей новых реактивных самолётов. Со временем уровень безопасности повысился благодаря внедрению новых технологий (в том числе компьютерному моделированию и симуляциям полётов), более тщательным испытаниям техники на земле, внедрению электродистанционных систем управления и испытаниям БПЛА для исследования новых свойств летательных аппаратов. Тем не менее, пилотирование экспериментальных ЛА до сих пор является одним из наиболее опасных видов полётов.

Требования к лётчикам-испытателям

Лётчики-испытатели делятся на два вида: первые осуществляют испытательные полёты на экспериментальных летательных аппаратах, которые являются чаще модификациями уже существующих образцов; вторые же испытывают новые самолёты, сошедшие с конвейера (произведённые) относительно недавно и ещё не вышедшие на рынок. Как правило, многие лётчики-испытатели занимаются и тем, и другим.

К таким лётчикам предъявляются, как правило, следующие требования:

  • понимание плана испытательного полёта;
  • осуществление полёта по определённым правилам (в рамках лётных конструкторских испытаний и сертификационных государственных испытаний) и умение следовать плану испытательного полёта;
  • тщательное фиксирование результатов каждого испытательного полёта;
  • высокий уровень взаимодействия с аппаратурой самолёта;
  • фиксация любых малейших отклонений показателей от нормы во время полёта;
  • оперативное разрешение возникших проблем и внештатных ситуаций (отказных ситуаций) во время испытательного полёта;
  • эффективная коммуникация с производителями летательного аппарата, инженерами-специалистами по авиационной технике (в том числе испытателями аппарата на земле) и иными лётчиками, позволяющая успешно выполнять задания и предотвращать возможные внештатные ситуации. В некоторых случаях лётчик контактирует с конкурирующими фирмами и специалистами из-за границы.

Обучение

В мире насчитывается ограниченное число специальных учебных заведений — школ, готовящих лётчиков испытателей: в России их две, в США также две, в Великобритании и Франции по одной.

Набор лётчиков-испытателей проводится из числа опытных лётчиков, которые прекрасно разбираются в аэрокосмической технике и понимают принципы и причины испытания тех или иных самолётов, а также обладают развитыми аналитическими навыками и умеют тщательно следовать плану полёта. Как правило, таковыми могут быть лётчики, окончившие специализированные училища военной авиации, хотя набор ведётся и среди высококвалифицированных технических специалистов из числа гражданских лиц, в том числе и среди сотрудников авиационных предприятий.

В Российской Федерации большая часть лётчиков-испытателей готовится в Школе лётчиков-испытателей им. А. В. Федотова в Жуковском, куда поступают лётчики военной и гражданской авиации. Набор ведётся из числа и тех лётчиков, кто был отправлен на пенсию по возрасту (лица старше 65 лет), однако любой из лётчиков обязан пройти медицинскую комиссию. Также обучение ведётся в Государственном лётно-испытательном центре ВВС имени В. П. Чкалова (ГЛИЦ) в Ахтубинске).

Минимальные требования к военным лётчикам для поступления в школу составляют 200 часов налёта на истребителе, в то время как в СССР эта цифра достигала 500 часов. Различия ярко выражены также во времени обучения и в требованиях к учащимся: если в СССР обучение длилось полтора года и за это время лётчик-испытатель обязан был управлять 14 видами самолётов, то в России обучение длится всего год и число типов воздушных судов может составлять всего два (при направлении от авиазавода) или пять (при направлении от конструкторского бюро или Летно-исследовательского института). В СССР отбором лётчиков-испытателей занималось Управление летной службы в Министерстве авиационной промышленности. Наиболее отличившимся лётчикам присваивалось звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».

Согласно современному российскому законодательству, в зависимости от квалификации лётчику-испытателю присваивают один из трёх классов (по возрастанию квалификации от 3 до 1 класса). Высшим знаком профессионального отличия в настоящее время является почётное звание «Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации».

Деятельность

Лётчик-испытатель часто участвует в разработке конструкции воздушного судна (ВС) в части выработки требований к новому типу ВС, проверки характеристик и режимов полёта на моделирующих стендах, анализа возможных особых ситуаций в полёте из-за отказов и действий по выходу из них, а также разработки документов по лётной эксплуатации ВС. В процессе лётных испытаний ВС новой конструкции проверяются лётные свойства и иные характеристики ВС. Эти работы обычно выполняют лётчики-испытатели из штата конструкторского бюро или иные, аккредитованные уполномоченным государственным органом. Для контроля качества вновь изготовленных серийных ВС и уже эксплуатируемых ВС заводские лётчики-испытатели выполняют приёмо-сдаточные и периодические контрольные лётные испытания. Военные лётчики-испытатели боевых самолётов и вертолётов с вооружением также проводят испытания всех возможных для установки образцов вооружения.

Лётчики-испытатели во время полётов определяют минимальные и максимальные допустимые значения параметров полёта и сопутствующих нагружений конструкции ВС. Кроме того, лётчики-испытатели проверяют работу новых приборов, двигателей и электроники. Для исследований нового двигателя его обычно предварительно испытывают на летающей лаборатории.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: