Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезные советы



















Яндекс.Метрика





Франк, Роберт

Роберт Франк (англ. Robert Frank; 9 ноября 1924, Цюрих — 9 сентября 2019, Инвернесс, Новая Шотландия, Канада) — современный американо-швейцарский фотограф, кинорежиссёр и оператор, один из крупнейших фотографов второй половины XX века, мастер документальной фотографии.

Жизнь и творчество

Роберт Франк родился в еврейской семье — его отец был германским архитектором, мать — гражданкой Швейцарии. Вместе с отцом и братом был в 1935 году как еврей лишён германского гражданства. В 1945 году получил гражданство Швейцарии.

По окончании гимназии в Цюрихе в 1940 году изучал в 1941—1942 годах там же искусство фотографии и графики. В 1942—1945 годах сначала учился, а затем работал на различных киностудиях Цюриха и Женевы. В период 1941—1947 годов работал также фотографом в Цюрихе и Женеве, затем некоторое время провёл в Нью-Йорке, выполняя заказы американских толстых журналов. В 1948—1954 годах много ездил по всему миру, выполняя фотозаказы для прессы — в Испании, Италии, Боливии, Перу, Франции, Великобритании. При этом знакомится с такими мастерами фотографии, как Уокер Эванс, Эдвард Стейхен, Эрвитт Эллиотт. В этот период Франк работал для журналов «Look», «Life», «Vogue» и других.

В 1953 году Р. Франк, совместно с Эдвардом Стейхеном, подготовил в Нью-Йорке для Музея современного искусства большую выставку «Послевоенные европейские фотографы». В 1955 году получил стипендию Фонда Гуггенхайма, которая дала ему возможность предпринять большую поездку через США, в результате которого была создана масштабная фотографическая панорама американской жизни: фотография и перемещение стали смысловыми частями единого проекта. В ходе этого путешествия в 1957 году он сделал около 28 тысяч фотоснимков, 83 из которых вошли в книгу Франка The Americans. The Americans считают одной из наиболее влиятельных и авторитетных фотографических книг XX века, сформировавших новый тип фотографического видения и ставших каноническим произведением поколения битников. Предисловие к американскому изданию было написано поэтом и писателем Джеком Керуаком, с которым фотограф познакомился во время своих странствий по дорогам Америки. С 1958 года Франк начал активно работать в кино, до определенного момента практически оставив занятие фотографией. Одним из немногочисленных исключений стала книга «Линии на моей руке», изданная в 1972 году. Серия новых фотографических книг была сделана в 1990-х — 2000-х годах.

Книга «Американцы»

История создания и концепция

В 1955 году Роберт Франк получил стипендию фонда Соломона Гуггенхайма. Она дала Франку возможность реализовать поездку по провинциальной Америке. В результате путешествия, предпринятого на подержанном автомобиле «Форд», было создано около 28 000 кадров, из которых 83 было отобрано для публикации книги «Американцы». Полагают, что эта программа была задумана по аналогии с проектом Уолкера Эванса «Американские фотографии» (The American Photographs), реализованного при поддержке Администрации по защите фермерских хозяйств и показанного в 1938 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Стремясь подчеркнуть близость проектов, при издании книги Франк использовал сходный формат и сходные принципы оформления обложки.

Первое издание книги вышло во Франции в издательстве Роберта Дельфайра в 1958 году. В качестве текста, в частности, были использованы цитаты из книги Алексиса де Токвиля Демократия в Америке, а также тексты Симоны де Бовуар, Генри Миллера и Джона Стейнбека. Первая американская публикация была реализована в 1959 году — текст этого издания был написан поэтом и писателем Джеком Керуаком. Книга поддержала устремления, близкие идеологии битников и обнаружила целый ряд смысловых пересечений с романом Джека Керуака «В дороге» (1957). Нонконформизм, обозначенный в романе и ставший одним из ориентиров философии битников, был положен в основу «Американцев» Роберта Франка. Нарушение изобразительных и социальных норм, преодоление привычных художественных стандартов (например, искажение фокусного баланса переднего и заднего планов) стали иконографической и смысловой основой «Американцев». Фотографический почерк «Американцев» оказал заметное влияние на многих фотографов середины и второй половины XX века, в частности — на Ли Фридлендера, Диану Арбус, Антона Корбайна и др. Фактически, появление «Американцев» привело к изменению статуса документальной фотографии и способствовало её признанию как художественного феномена. «Американцы» Роберта Франка считаются классическим образцом документальной фотографии.Стратегия, совмещающая концепцию фотографии и путешествия, стала одной из центральных тем второй половины XX века — отражение этих идей можно обнаружить в текстах Сьюзан Зонтаг, фотографиях Уильяма Эгглстона и Стивена Шора и в фильмах и фотографиях Вима Вендерса.

« Странное чувство в Америке, когда солнце печет на улицах и едва слышна музыка — то ли из музыкального автомата, то ли на ближайших похоронах — это чувство Роберт Франк ухватил в своих фотографиях, сделанных во время его путешествия через сорок восемь штатов на подержанном автомобите….»

— Керуак Д., «Роберт Франк. Американцы»

Издания и переиздания

  • Paris: Delpire, 1958. На французском языке. Включала тексты Симоны де Бовуар, Генри Миллера, Алексиса де Токвиля и Джона Стейнбека об истории и политике Америки.
  • New York: Grove Press, 1959. Предисловие Джека Керуака.
  • New York: Aperture; Museum of Modern Art, 1969. Дополненое издание с предисловием Джека Керуака, введением самого Франка и кратким представлением его фильмов.
  • Göttingen: Steidl, 2008. ISBN 978-3-86521-584-0. Переиздание, приуроченое к 50-летней годовщине первой публикации. В отличае от предыдущих версий книга вышла с необрезанными фотографиями.

Книги Роберта Франка

  • The Lines of my Hand. New York: Pantheon. ISBN 9780394552552.
  • Flamingo. Göteborg. Sweden: Hasselblad Center, 1997. ISBN 9783931141554.
  • London/Wales. Zurich; New York: Scalo, 2003. ISBN 9783908247678.
  • Come Again. Göttingen: Steidl, 2006. ISBN 9783865212610.
  • Paris. Göttingen: Steidl, 2006. ISBN 978-3865215246.
  • Peru. Göttingen: Steidl, 2006. ISBN 978-3865216922.
  • Zero Mostel Reads a Book. Göttingen: Steidl, 2006. ISBN 978-3865215864.
  • Pangnirtung. Göttingen: Steidl, 2011. ISBN 978-3869301983.
  • Pull My Daisy. Göttingen: Steidl, 2011. ISBN 978-3865216731.
  • Ferne Nähe: Hommage für Robert Walser. Bern: Robert Walser-Zentrum, 2012. ISBN 978-3-9523586-2-7.

Избранные фильмы Роберта Франка

  • «Погадай на ромашке» (Pull My Daisy) 1959
  • «Грех Иисуса» (The sin of Jesus) 1961
  • «Я и мой брат» (Me and my brother) 1965/68
  • «Разговоры в Вермонте» (Conversations in Vermont) 1969
  • «Про меня, мюзикл» (About me, a musicle) 1971
  • Cocksucker Blues 1972
  • «Эта песня для Джека» (This song for Jack) 1983
  • «Сахарная гора» (Candy Mountain) 1988
  • «Охотник» (Hunter) 1989
  • «Один час» (One hour) 1990.

Избранные выставки

  • Looking In: Robert Frank’s The Americans. Выставка в Музее Метрополитен, Нью-Йорк к 50-летию выхода книги Американцы
  • 2012, Роберт Франк, Фотографии из коллекции Музея фотографии города Винтертур и Швейцарского фотографического фонда, Мультимедиа Арт Музей, Москва.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: