Эта статья посвящена музыке Кёнигсберга в Прусском герцогстве, Королевстве Пруссия и Свободном государстве Пруссия с XVI века по 1945 год. «В Кёнигсберге нет всеобъемлющей театральной истории, и сегодня попытка исправить это вряд ли осуществима»
История
В Кёнигсберге музыка находилась под личным руководством герцога Прусского. Хофкапельмейстерами при герцогском дворе были Иоганн Эккард и его ученик Иоганн Стобаус. В первой половине XVI века Ганс Кугельманн работал композитором и придворным трубачом в Кёнигсберге. Так же впервые в 1659 году была опубликована музыкальная «тыквенная беседка им. Генриха Альберта». Георг Ридель, давний кантор в старой части города, возглавлял городскую музыкальную контору в течение 30 лет.
Опера и концерт
В XIX веке появляются публичные постановки опер и концертов, которые ранее могли себе позволить только дворяне. В это время Каролина Унгер и Франц Ксавер Вольфганг Моцарт впервые выступили в «Pregel» на публику, состоящую не только из дворян, но и из представителей более низких сословий. За счёт развития немецкая премьера оперы Жоржа Бизе «Кармен» под управлением Макса Штегеманна (1879) принесла опере мировой прорыв.
«Königsberger Musikverein» успешно посвятил себя новой музыке с Эрнстом Венделем и Полем Шейнпфлугом. В XX веке Ганс Кнаппертсбуш, Вильгельм Фуртвенглер и Карл Бём были приглашенными дирижерами в столице провинции Восточной Пруссии. Кёнигсбергский композитор Отто Беш объяснил: «Кёнигсбергская концертная публика все больше ощущала себя сообществом судьбы под знаком искусства. В нем была определённая аура, которая не оставила равнодушным артистов на подиуме».
Хоры
Важную роль сыграли хоры «Бахферайн» под управлением Вальтера Эшенбаха и Трауготта Федтке, хор Шуберта под управлением Хайнца фон Шумана и соборный хор под управлением Герберта Вильгельми. Среди множества мужских хоров выделялся Кёнигсбергский хор (Карл Нинке) и хор «Мелодия». В это время Музыкальная академия и Академия популярного пения были объединены под руководством Хьюго Хартунга. В области музыкального образования профессоры Ганс Энгель и Йозеф Мюллер-Блаттау работали в новом Институте школьной и церковной музыки при университете Альберта, а также преподавали в Кёнигсбергской консерватории и Консерватории Фибаха. Нинке руководила несколькими хорами и работала в Кёнигсберге с 1913 по 1945 год, затем в Гамбурге до 1954 года.
Вещание
«Ostmarken Rundfunk AG» и «Рейхсендер Кенигсберг» были большими сторонниками музыкальной жизни в Восточной Пруссии. Герман Шерхен, пропагандист современной музыки, был доминирующей личностью в музыкальной жизни Кёнигсберга. Он также руководил концертами 60-го Тонкюнстлерфеста Общего немецкого музыкального общества в Кёнигсберге.
Восточно-прусский музыкальный фестиваль
В 1837 году состоялся Восточно-прусский музыкальный фестиваль. В 1908, 1913 и 1924 годах проводились крупные музыкальные фестивали.