Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезные советы



















Яндекс.Метрика





Блюменфельд, Генрих Матвеевич

Генрих (Гарри, Андрей) Матвеевич Блюменфельд (1893, Нью-Йорк — 1920, Пенза) — русский художник, участник объединения «Бубновый валет» в Москве и деятель «пензенского авангарда» 1918—1920 годов.

Семья

Родился в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов из Российской империи. Старший брат — Александр Матвеевич Блюменфельд (1889—1942), участник революционного движения в России, работал бухгалтером на киностудии Мосфильм, умер в лагере (его сын — Лев Александрович Блюменфельд, создатель и первый заведующий кафедрой биофизики физического факультета МГУ). Другой брат — писатель и драматург Вениамин Матвеевич Блюменфельд (1884—1939), известный под псевдонимом Вениамин Корчемный, жил в эмиграции в Париже. Сёстры — Вера Матвеевна Сибирцева (1886—1961) и Анна Матвеевна Блюменфельд.

В 1915 году принял православие с именем Андрей и женился на художнице Антонине Фёдоровне Софроновой, их дочь — художница Ирина Андреевна Евстафьева.

Биография

В Москве учился в гимназии Поливанова, где академический рисунок и живопись ему преподавал, среди других, петербургский художник и архитектор Андрей Яковлевич Белобородов (1886, Тула — 1965, Рим), ученик Л.Бенуа и В.Мате. Не окончив среднюю школу, уехал в Париж, где учился в свободной академии у Мориса Дени.

В 1911 в Мюнхене учился живописи в студии Швегерле, там же училась скульптуре по его совету Лиля Брик. В 1910-е годы тесно общался с Александром Блоком, Маяковским, братьями Бурлюками, ведущими мастерами «Бубнового валета» Ильёй Машковым, Петром Кончаловским, Аристархом Лентуловым.

Лечился от туберкулёза в клиниках Крыма и Финляндии. Выставлялся в Финляндии (Кеммерни, Халила, Кангасала), где его высоко ценил финский художник Анти Фовен. Дневник Б. с заметками об искусстве читал русский и польский языковед И. А. Бодуэн де Куртене — при выезде из Петрограда в 1917 дневник отобрали на Финляндском вокзале. После революции 1917 переехал в Петроград. Затем вернулся в Москву, занимался сначала как ученик, а затем и как педагог в студии И. И. Машкова (1881—1941) (ул. Мясницкая, 24, этаж 4). Со временем Машков поручил ему ведение занятий по теории живописи в своей школе-студии. Б. подготовил доклады «по разбору живописи»: «Вступление», «Цвет», «Объём», «Тёмное и светлое» и др. К студийцам Машкова присоединялся приятель Б. — поэт и художник В. В. Маяковский.

Из-за открывшегося туберкулёзного процесса в лёгких с 1914 постоянно пребывал в пансионатах и санаториях.

В 1913 Б. встретился в студии И. Машкова с будущей супругой, художницей Антониной Фёдоровной Софроновой (1892—1966), женился на ней осенью 1915. В 1915 с началом Первой мировой войны был призван в армию от Московской губернии как «мещанин города Подольска», отправившись в Саратов на службу на третий день после венчания.

В 1917 родилась дочь Ирина Блюменфельд-Евстафьева (1917—2001), ставшая также художницей и, позднее — пропагандистом творчества своих родителей и художников их круга, включая группу «Тринадцать». Открытие его творчества для московской публики состоялось её стараниями только в 1987.

В Пензе в 1918 уполномоченный Наркомпроса Е. В. Равдель (художник и скульптор, заведующий Подотдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Отделе народного образования) реорганизует Художественное училище имени Н. Д. Селиверстова (основано в 1898) в Пензенские государственные свободные художественные мастерские. В 1918-20 Б. был приглашён туда руководителем и преподавателем. Здание Художественного училища (с 1936 переименовано — имени К. А. Савицкого) сохранилось. Художественные уроки Б. и его лекции по теории и истории искусств были очень популярны (их хотели издать руководители Художественного училища, но после его кончины не нашли рукописей).

Умер от туберкулёза в Пензе в последние числа апреля 1920, похоронен на несохранившемся ныне кладбище Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Творчество

Со времени обучения в Париже, а затем и в студии Машкова Б. развивал традиции французского постимпрессионизма. Выставлялся в «Мире искусства». Его творческий поиск шёл в русле эстетики художественной группы «Бубновый валет» (1910-17).

В центре его внимания — решение сугубо художнических, формотворческих задач, прежде всего — в натюрморте. Если в ранних работах («Гортензии», холст, масло, 1911-?) налицо яркость и многоцветие в духе «Бубнового валета», то позднее он всё смелее экспериментирует с монохромными и более условными натюрмортами («Натюрморт с белым соусником», холст, масло, 1918; «Натюрморт с черепом», холст, масло, 1918) и пейзажами («Финский зимний пейзаж», холст, масло, 1917, Пензенская художественная галерея).

Современники отмечали его «острые рисунки» и большое влияние как на ровесников, так и на учителя — Машкова. К сожалению, большая часть его произведений не сохранилась и потому оценить его творчество в целом — затруднительно. Несомненно, что он оказал влияние на многих студийцев Машкова, в первую очередь на А. Ф. Софронову, особенно в ранний период её творчества в конце 1910-х гг. и предопределил её эволюцию к конструктивизму в 1920-е гг.

Выставки

«Мир искусства»

1913 — участник Третьей групповой выставки «Бубнового валета» (сначала в Москве — 6, а затем в Петербурге — 9 рисунков).

1917 — Гельсингфорс, салон Стриндберга (Финляндия)

Коллекции

Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого

Частные коллекции


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: