Богданович (город)

Богданович (город)

09.11.2020

Богданович — город в Свердловской области России, центр городского округа Богданович, согласно муниципальному делению, и Богдановичского района, согласно административно-территориальному устройству области.


География

Город расположен на реке Кунаре (правый приток Пышмы), на Западно-Сибирской равнине, в 99 км к востоку от Екатеринбурга. Город состоит из двух микрорайонов. Северный микрорайон, где находятся бывший фарфоровый завод и мясокомбинат, включает также территорию деревень Аверино и Глухово. Его жилая часть отделена от промзоны Кунарой. С востока к нему примыкает поселок шпалопропиточного завода. В Южном микрорайоне, вокруг исторического ядра — вокзала и других зданий железной дороги, находятся администрация города, жилые кварталы, а в восточной части расположено АО «Огнеупоры».

История

Ранние поселения

До прихода в эти края выходцев из европейской части России хозяевами здесь были представители тюркских и финно-угорских народов (татары, башкиры, манси, ханты, коми). Об этом свидетельствуют сохранившиеся названия населенных пунктов, рек и озер.

Самыми ранними поселенцами на территории Богдановичского района можно считать жителей сел Кулики (1594 г.) и Бараба (1604 г.).

В первой половине XVII века основано село Троицкое.

Затем были основаны села Грязновское (1690 г.), Ляпустино (1746 г.), Ильинское (1788 г.).

В 1763 году было открыто движение по Сибирскому тракту. Появились дорожные рабочие. С первых лет своего существования тракт стал дорогой ссылки. С августа 1826 года под усиленной охраной на сибирскую каторгу проследовал по тракту 121 декабрист. В 1864 году по селам провезли закованного в кандалы Н. Г. Чернышевского.

Отсутствие железнодорожного сообщения, но наличие Сибирского тракта стало причиной появления в некоторых селах не только ямщиков, но и почтовых работников. В период строительства железной дороги количество строительных рабочих возросло, появились и специалисты.

С 1837 года вместо слободы была установлена новая административная единица — волость. В 1869 году на территории нынешнего района существовали волости: Ильинская, Грязновская, Троицкая, Кунарская, в 1908 году была образована еще одна - Чернокоровская.

Первые церковноприходские школы в районе были открыты в 1858 году (в селах Кашина и Прищаново).

Кашинское городище

В 1884 году инженером Фердинандом Юстиновичем Гебауэром открыто Кашинское городище — первое поселение человека на территории Богдановичского района около села Кашина.

В 1960 году археологическая экспедиция Уральского государственного университета под руководством Елизаветы Михайловны Берс выяснила, что Кашинское городище было основано около середины первого тысячелетия нашей эры. Жили здесь скотоводы родовой общиной.

Основание

Узловая станция Оверино (1883 г.)

Железнодорожная узловая станция Оверино была основана в 1883 году при строительстве Транссибирской железной дороги (Екатеринбург — Тюмень) на месте поселка Аверино (Оверино).

15 января 1866 года министр внутренних дел России П. А. Валуев дал письменное предписание чиновнику особых поручений при министре полковнику Евгению Васильевичу Богдановичу решить вопрос с нуждой в продовольствии из-за неурожая в Пермской губернии в 1864—1865 гг..

23 марта 1866 года из Екатеринбурга в телеграмме Евгений Васильевич доложил, что решение проблемы возможно с помощью постройки железной дороги из внутренних губерний в Екатеринбург и далее от Тюмени в Сибирь до границы с Китаем.

В апреле 1868 года Евгений Богданович получил от Императора Александра II разрешение и средства на экспедицию в эти районы. В 1868—1869 гг. были проведены натурные изыскания и разработан технический проект строительства Сибирской железной дороги, будущего Транссиба.

Екатеринбургская неделя. 1885. №49

В 1878 г. за идею создания и усилия, потраченные на разработку крупнейшей железной дороги, Е. В. Богданович избран первым почетным гражданином города Екатеринбург.

Станция Богдановичъ (1885 г.)

В 1885 году железнодорожная узловая станция Оверино получает название станция Богдановичъ в честь Евгения Васильевича Богдановича — царского генерала, дворянина, морского офицера, участника Крымской войны 1853—1856 гг., генерала от инфантерии и автора проекта строительства железной дороги Казань — Екатеринбург — Тюмень. Город Богданович — один из немногих городов Свердловской области, который сохранил первоначальное название до сегодняшнего дня.

6 (19) декабря 1885 года через железнодорожную станцию Богданович прошел первый поезд из Екатеринбурга.

11 декабря 1885 года в газете «Екатеринбургская неделя» №49 в рубрике "Хроника" вышла статья "По поводу торжества открытия Екатеринбурго-Тюменской линии", где было написано:

«Давно, лет пятнадцать назад, предприимчивый, энергичный полковник генерального штаба Евгений Васильевич Богданович, на свой страх и риск, совершил рекогносцировку из Нижнего Новгорода, через Казань, Екатеринбург на Камышлов и Тюмень...

Многие города... и в том числе наш город Екатеринбург, удостоили Евгения Васильевича званием почетного гражданина, а город Камышлов учредил в Екатеринбургской гимназии вечную стипендию имени инициатора Сибирской железной дороги...

Хлопоты Богдановича, пока, увенчаны лишь тем, что узловая станция Оверино Екатеринбурго-Тюменской линии названа его именем: станцией „Богдановичъ“. Награда довольно слабая за ту затрату энергии в течение двух десятков лет, которая вызвала к жизни Зауральские и Заволжские железные дороги. Честь и слава энергичному инициатору Евгению Васильевичу Богдановичу!».

Пристанционный поселок

В начале XX века станция Богданович принадлежала Камышловскому уезду Пермской губернии, а затем Екатеринбургской губернии, на станции проживало около 200 человек.

В 1900 г. открыта школа грамотности в окрестной деревне Глухова, в 1909 г. для нее построено отдельное здание на правом берегу реки Кунара.

Вблизи станции Богданович до революции 1917 года действовала Покровская женская община Екатеринбургской епархии в селе Грязновском, центром которой являлся Покровский храм. Община была создана на основе приюта в 1909 году. В этом же году была освящена деревянная Покровская церковь.

В 1913 г. открыто железнодорожное движение по линии станция Богданович — станция Синарская (г. Каменск-Уральский), в 1916 г. — станция Богданович — станция Егоршино (г. Артёмовский).

Гражданская война (1918-1920 гг.)

Во время гражданской войны в конце июля 1918 года части белой Сибирской армии совместно с чехословацким корпусом вели бои против Красной армии за станцию Богданович. Советские войска отступали через Богданович на Егоршино, Алапаевск и Нижний Тагил.

В конце июля 1918 года на станции Богданович располагался штаб 1-го Крестьянского коммунистического полка (2250 бойцов ), из окон вокзала торчали стволы пулеметов Кольта. Командир полка был П. Н. Подпорин. Рядом со станцией были похоронены убитые красноармейцы и командиры Красной Армии.

27 июля чехословацкий корпус и белые добровольческие отряды наступали на Богданович. С юга от станции Синарской на Богданович направлялся самодельный чешский бронепоезд со стрелковым десантом — боевая колонна подполковника Д. Н. Панкова, через деревню Каменноозерское наступал добровольческий Шадринский отряд капитана А. А. Куренкова, с востока — чешско-русский отряд, возглавляемый генералом Г. А. Вержбицким, с запада, со стороны Екатеринбурга, двигалась чешская разведка из группы полковника С. Н. Войцеховского.

28 июля отряд белого офицера подполковника Д. Н. Панкова овладел станцией Богданович, захватив 2 бронепоезда, 1 трехдюймовое орудие, 7 пулеметов и 6 пулеметных стволов. Красная армия потеряла до 200 человек убитыми и спешно отступила в сторону Егоршино.

Утром 28 июля 1918 года в 7 часов на опустевшую станцию Богданович первым въехал чешский бронепоезд.

Грязновский район (1923 г.)

Вплоть до 20-х годов промышленности на территории района не было. Основным занятием населения было сельскохозяйственное производство — земледелие и скотоводство.

В 1920 году — создана первая на территории района сельскохозяйственная коммуна "Луч", открыта начальная школа на станции Богданович.

В 1921 году в деревне Глухова в честь рождества пророка Иоанна Предтечи открыт деревянный Иоанно-Предтеченский молитвенный дом, однопрестольный (закрыт в 1939 г.)

В 1923 году были ликвидированы волости, уезды, губернии. По новому административно-территориальному делению России район вошел в состав Шадринского округа Уральской области. Район назывался Грязновским с центром в селе Грязновском (протокол № 16 от 27 февраля 1924 года заседания Президиума Уральской области). В его состав входили сельские Советы: Грязновский, Барабинский, Каменноозерский, Троицкий, Байновский, Щипачевский, Быковский, Кунарский, Коменскиий, Чернокоровский, Некрасовский, Куликовский, Белейский, Ляпустинский, Чудовский, Мелехинский, Тыгишский.

Богдановичский район (1924 г.)

15 августа 1924 года Президиум Шадринского окружного исполнительного комитета Уральской области решением (протокол № 52) упразднил Грязновский район, образовал Богдановичский район с центром в селе Троицком. В состав района входили территории 14 сельских Советов.

В 1928 г. построена беконная фабрика, преобразованная в 1933 г. в Богдановичский мясокомбинат.

В 1930 году центр Богдановичского района перенесли из села Троицкого в поселок при железнодорожной станции Богданович.

Месторождение огнеупорных глин было известно еще с прошлого века. В предреволюционные годы в районе сел Троицкое и Байны наравне с железной рудой велась ее небольшая добыча. В 1929 году начата промышленная разработка Троицко-Байновского месторождения огнеупорных глин «Востокосталь».

С 1930-1931 гг. началось строительство Богдановичского огнеупорного завода. В 1933 году огнеупорный (шамотный) завод выдал первую продукцию - кусковой шамот, в 1936 г. — первая партия огнеупорных изделий.

В июле 1931 года Уральский областной исполнительный комитет принимает постановление об объединении Богдановичского и Курьинского районов в один - Сухоложский район (город Сухой Лог) Уральской области.

Благоприятное транспортно-географическое положение - пересечение северно-южного и восточно-западного направлений железной дороги и Сибирского тракта, а также наличие месторождений строительных материалов на территории района способствовали развитию в районе некоторых отраслей промышленности.

С целью приблизить перерабатывающую промышленность к производителям сельскохозяйственной продукции в 1928-1933 годы был построен мясокомбинат (бывшая беконная фабрика). Второе предприятие перерабатывающей промышленности в районе - молочный завод. Он берет свое начало со времени организации государственных закупок молока - с февраля 1932 года.

Два предприятия, возникшие в годы предвоенных пятилеток в городе, связаны непосредственно с дальнейшим развитием в стране и области сети железных дорог. Чтобы обеспечить строителей железнодорожных магистралей шпалами был построен и сдан в эксплуатацию в 1929—1932 гг. шпалопропиточный завод.

Первая машинно-тракторная станция была создана также в 1932 году.

Поселок городского типа (1936 г.)

17 января 1934 Постановлением ВЦИК Уральская область разделена на три области — Свердловскую с центром в г. Свердловске, Челябинскую область с центром в г. Челябинске и Обско-Иртышскую область с центром в г. Тюмени.

Пристанционный поселок Богданович в 1936 году был преобразован в рабочий поселок городского типа. Входил в состав Сухоложского района Свердловской области.

С увеличением парка автомашин, тракторов, землеройной и другой строительной техники возникла необходимость в ее ремонте и квалифицированном техническом обслуживании. Походные мастерские, переброшенные с этой целью в Богданович в 1939 году, положили начало ремонтно-прокатной базе (РПБ).

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)

В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Богдановичский огнеупорный завод расширен и становится основным поставщиком огнеупоров Урала и Сибири.

В 1943 году в Богдановиче был образован Промышленный комбинат, в будущем мебельная фабрика.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 ноября 1944 года вновь был образован Богдановичский район. В его состав вошли 19 сельских Советов. И еще несколько раз Богдановичский район претерпевал реорганизации.

В 1944 г. на базе эвакуированного из города Боровичи (Новгородская область) Боровичского горно-керамического техникума создан Богдановичский механико-керамический техникум.

В 1947 году здание Богдановичского механико-керамического техникума принято в эксплуатацию.

Город районного назначения (1947 г.)

19 августа 1947 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Богданович был преобразован в город районного назначения.

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР "О преобразовании рабочего поселка Богданович Богдановичского района Свердловской области в город районного назначения"

Преобразовать рабочий поселок Богданович Богдановичского района Свердловской области в город районного назначения.

Исключить из городской черты города Богдановича деревню Быково.

Образовать Быковский сельский Совет в составе Богдановичского района.


Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР И. Власов

Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР П. Вахмуров

Москва, 19 августа 1947 г.

В 1951 г. построен Дворец культуры.

В 1960 году сдан в эксплуатацию завод нерудных материалов.

В 1961 г. появились кинотеатр «Спутник» и музыкальная школа.

Город областного подчинения (1963 г.)

В феврале 1963 года сельские Советы Богдановичского района были переданы в состав Камышловского района, а города Богданович, Камышлов, Сухой Лог, рабочие поселки Алтынай, Курьи, Пышма вошли в состав промышленной зоны с центром в городе Богданович, который получил статус города областного подчинения Свердловской области.

13 января 1965 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Богдановичский район был восстановлен в границах 1945 года, за исключением территории Володинского сельского Совета, которая отошла в Камышловский район. В состав Богдановичского района была включена территория Суворского сельского Совета.

Годами интенсивного развития и строительства можно назвать 1966-1970 и последующие годы. В это время и в городе и на селе развернулось большое строительство объектов промышленно-производственного, социально-культурного, бытового назначения и жилья.

В 1969 г. началось строительство завода по производству фарфоро-фаянсовой посуды. Закуплен итальянский проект и оборудование. Первая очередь Богдановичского фарфорового завода пущена в декабре 1973 г.

В феврале 1974 Богдановичский фарфоровый завод (БФЗ) выдал первую продукцию, ставший крупнейшим в СССР производителем столового фарфора. В качестве товарного знака выбрана ящерица — Хозяйка Медной горы из сказов П. П. Бажова.

В 1987 году выдал первую продукцию завод по производству комбикормов.

В 1990 г. открыт деревянный Иоанно-Богословский молитвенный дом, однопрестольный.

В 1993 г. рядом с молитвенным домом заложен кирпичный храм во имя святого апостола Иоанна Богослова.

Муниципальное образование (1996 г.)

Решением Собрания представителей города Богдановича от 18 октября 1995 года № 90 был назначен референдум по городу Богданович на 17 декабря 1995 года. На референдум были вынесены следующие вопросы: об объединении в единое муниципальное образование в пределах Богдановичского района, о принятии Устава муниципального образования. [1]

В результате проведения референдума большинство проголосовавших жителей города и района (46,2% голосов избирателей) решили объединиться в единое муниципальное образование (город с прилегающими сельскими территориями), был принят Устав Богдановичского муниципального образования (49,8% голосов избирателей). Муниципальное образование Богдановичский район включено в Реестр муниципальных образований Свердловской области 10 ноября 1996 года за № 7. Центр муниципального образования - город Богданович.

Городской округ (2006 г.)

30 июня 2005 года зарегистрирован Устав городского округа Богданович, который был принят решением Думы муниципального образования "Богдановичский район" 26 мая 2005 г. № 39. [2] Образовано единое муниципальное образование — городской округ Богданович, в состав которого в настоящее время входят: город Богданович, 15 сел, 8 поселков, 16 деревень.

Во имя святой великомученицы Екатерины в южной части города 5 августа 2006 г. заложен новый храм.

Руководители города

Председатели исполнительного комитета (1924-1991)

Председатели исполнительного комитета районного (городского) Совета народных депутатов

Первые секретари городского комитета (1962-1991)

Первые секретари городского (районного) комитета КПСС города областного подчинения

Главы городской администрации (1991-1996)

Главы городской администрации Богдановичского района

Главы муниципального образования (1996-2005)

Главы администрации муниципального образования — Богдановичский район

Главы городского округа (с 2006)

Главы муниципального образования — городской округ Богданович

Официальная символика

История герба


Герб

Работа над современными гербом и флагом началась в январе 2004 года. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 августа 1995 года No154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 12 Областного закона от 13 апреля 1995 года No12-ОЗ «О местном самоуправлении в Свердловской области», рассмотрев предложенные комиссией по символам Свердловской области эскизы, описания и Положения о гербе и флаге, Дума муниципального образования «Богдановичский район» утвердила герб и флаг муниципального образования «Богдановичский район» и Положения о гербе и флаге.

Перечень документов по гербу и флагу внесены в Государственный геральдический регистр Российской Федерации.

С 01 января 2006 года герб и флаг муниципального образования «Богдановичский район» является официальными символами муниципального образования городской округ Богданович.

Герб муниципального образования составлен по правилам и традициям геральдики, и отражает исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Геральдическое описание (блазон):


Обоснование символики:

  • Щит увенчан муниципальной короной установленного образца.
  • Золотой крест с лилией указывает на имя города, восходящее к фамилии генерала от инфантерии Е.В. Богдановича.
  • Фланкированный пояс указывает, с одной стороны, на развитие благодаря трудам Е.В. Богдановича железнодорожного сообщения между Казанью и Тюменью (зеленый цвет поля - Казанская, синий - Тюменская дороги) с другой - на керамические производства развитые в городе.


Флаг


Прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, состоящее из двух равных вертикальных полос зеленого и синего цветов.
В верхней части полотнища помещено изображение желтого фигурного креста из герба городского округа Богданович.
Вдоль нижнего края полотнища на расстоянии 1/10 ширины полотнища расположен орнамент в виде полос белого и желтого цветов с габаритной шириной 1/5 ширины полотнища, воспроизводящее окаймленный пояс из того же герба.

Население


На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 518-м месте из 1115 городов Российской Федерации.

Экономика

Транспорт

Узел железнодорожных линий на Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, Серов, Каменск-Уральский. Железнодорожный вокзал. Автовокзал на участке Р351 автодороги Е22

Промышленность

В городе действуют Богдановичский огнеупорный завод, шпалопропиточный завод, мясокомбинат, молочный завод, комбикормовый завод и комбинат строительных материалов. Богдановичский шпалопропиточный завод основан в 1927 году. Завод является одним из крупнейших предприятий Богдановичского района, его территория протянулась в длину более чем на 2 километра. Завод является единственным производителем деревянных шпал на Свердловской железной дороге. На территории завода действует узкоколейная железная дорога.

В 1973—2010 годах в городе действовал Богдановичский фарфоровый завод, второе в Российской Федерации предприятие отрасли по производственной мощности. Завод изготовлял фарфоровые изделия (традиционный высокотемпературный фарфор) и изделия из низкотемпературного фарфора: тарелки, чашки, бокалы, чайники, сервизы столовые, чайные, кофейные, наборы столовой посуды различной комплектации. Это было единственное в России предприятие, выпускающее кордиеритовый огнеприпас для фарфоровой промышленности. Завод прекратил работу в 2010 году в связи с банкротством.

В 2014 году на базе бывшей котельной фарфорового завода была создана мини-ТЭЦ электрической мощностью 8,6 МВт и тепловой 68 Гкал. ТЭЦ эксплуатируется ОАО «Богдановическая генерирующая компания».

Предприятия города

АО Огнеупоры, Богдановичский шпалопропиточный завод, ОАО Богдановичский городской молочный завод, ОАО Богдановичский комбикормовый завод, АО Свинокомплекс «Уральский», ООО Даждь, СПК Колхоз им. Свердлова, предприятие «Искра», Богдановичский мясокомбинат «Аверино», ООО Комбинат строительных материалов, ООО Богдановичский завод минерало-ватных плит, ОАО Богдановичская генерирующая компания.

Образование

  • Богдановичский механико-керамический техникум
  • Детская художественная школа
  • Детская школа искусств
  • Спортивная школа по хоккею с мячом
  • Центр детского творчества
  • Многофункциональный спортивный центр «ОЛИМП» с бассейном

Достопримечательности

  • Железнодорожный мост
  • Парк культуры и отдыха
  • Аллея Дружбы
  • Площадь Мира
  • Памятный знак поэту Степану Петровичу Щипачёву
  • Мемориал памяти землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (в Парке Победы)
  • Кашинское городище
  • Памятник Герою Советского Союза Григорию Павловичу Кунавину
  • «Знак двух колец» установлен на месте венчания П. П. Бажова и В. А. Иваницкой
  • Краеведческий музей
  • Литературный музей поэта С. П. Щипачёва
  • Военный мемориал
  • Фольклорный праздник «Кашинский хоровод»
  • Сквер им. Маргелова

Люди, связанные с городом

  • Евгений Васильевич Богданович — чиновник особых поручений при министре Внутренних дел, генерал, чьим именем назван город
  • Шантарин Григорий Савватеевич — Председатель исполнительного комитета районного (городского) Совета народных депутатов Богдановичского района, ветеран Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), майор, гвардии-майор, заместитель командира по политчасти 38 отдельного дорожно-строительного батальона. Награды: Орден Красной Звезды, Медаль «За боевые заслуги», Орден Отечественной войны II степени, Медаль «За оборону Сталинграда», Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
  • Шантарин Григорий Егорович — Герой Социалистического Труда (1947), звеньевой колхоза «Авангард» Богдановичского района Свердловской области.
  • Кунавин, Григорий Павлович — Герой Советского Союза.
  • Пургин, Кузьма Степанович — Герой Советского Союза.
  • Перепечин, Пётр Мартынович — Герой Советского Союза.
  • Головина, Елена Викторовна — десятикратная чемпионка мира по биатлону.
  • Кравченко, Виктор Андреевич — 49-й командующий Черноморским флотом.
  • Евгений Куликов — конькобежец, чемпион XII Олимпийских игр, рекордсмен мира.
  • Щипачёв, Степан Петрович — поэт, Лауреат двух Сталинских премий, член правления Союза писателей СССР.

СМИ

  • ТВ-Богданович — официальная телекомпания Богдановича
  • «Народное слово» — муниципальная газета
  • «Наш Богданович» — независимая газета
  • Клён FM — местный радиоканал на частоте 91,6
  • Радио Шансон — местный радиоканал. Частота 101,5. Ретрансляция в составе тюменской трассовой сети.
  • Твое Радио — местный радиоканал на частоте 104,3
  • «Твое Время» — ежемесячный глянцевый журнал для всей семьи