Дикий, Алексей Денисович

Дикий, Алексей Денисович

10.11.2020

Алексей Денисович Дикий (настоящая фамилия Диков) (12 (24) февраля 1889, Екатеринослав — 1 октября 1955, Москва) — русский и советский актёр, театральный режиссёр и педагог. Основатель и руководитель Студии Дикого (1931—1936). Главный режиссёр Большого драматического театра (1936—1937). Народный артист СССР (1949). Лауреат Сталинской премии (1946, 1947, 1949 — дважды, 1950).

Биография

В Российской империи

Алексей Дикий родился 12 (24) февраля 1889 года (по другим источникам 13 (25) февраля 1889 года) в Екатеринославе Екатеринославской губернии Российской империи (ныне Днепр, Украина) в бедной крестьянской семье Дениса Ефимовича и Анны Васильевны Диковых. Отец был неизлечимо болен, трудиться не мог, и всю семью кормила мать, работавшая портнихой.

С раннего детства увлёкся театром под влиянием старшей сестры, актрисы Марии Диковой, и её мужа — режиссёра и антрепренёра Украинской музыкальной драмы в Харькове Алексея Суходольского, в спектаклях которого участвовал с шести лет. Большое влияние на него оказали актёры Марк Кропивницкий, Панас Саксаганский, Иван Карпенко-Карый, Мария Заньковецкая.

Окончил начальную школу и городское четырёхклассное училище. В 1904—1907 годах учился в Харьковском реальном училище. В 1907—1908 годах отбывал воинскую повинность вольноопределяющимся Пензенского 121-го пехотного полка. Дарование молодого артиста открыл актёр Московского Художественного театра Илья Уралов, пригласив его на обучение в студию при театре.

В 1909 году переехал в Москву и поступил на частные драматические курсы актрисы МХТ Софьи Халютиной, где занимался вплоть до 1912 года у Константина Марджанова и Вахтанга Мчеделова. Как вспоминал Дикий,

«Не знаю уж, чем руководствовались мои экзаменаторы, решившись взять в русскую театральную школу украинского хлопца с откровенным “хохлацким” выговором… но только я был принят и даже спустя некоторое время освобождён от платы за обучение… что допускалось лишь в отношении учеников, на которых возлагали известные надежды».

В августе 1910 года вошёл в труппу МХТ, был занят в массовках. В 1911 году успешно дебютировал в роли слуги Мишки в «Ревизоре» и небольшой роли судебного пристава (дряхлого старика) в пьесе «Живой труп». В августе 1911 года поступил на драматические курсы при театре. В 1912 году была создана 1-я Студия МХТ, где Дикий продолжил сценическую деятельность. В том же году он стал руководетелем сценического образования на Пречистенских рабочих курсах, где работа велась по типу 1-й студии. За два года поставил несколько одноактных пьес Чехова в своём драмкружке.Также работал в рабоче-крестьянском кружке-театре Уралова.

Начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война прервала его актёрскую карьеру. В 1914—1917 годах Дикий служил в Русской императорской армии на Кавказском фронте в чине прапорщика. Военные годы считал «безнадёжно потерянными».

В Советской России

С января 1918 года выступал главным образом на сцене 1-й Студии, в 1924-м преобразованной во МХАТ 2-й. В эти годы сложился как мастер острохарактерных, озорных портретов. Одновременно искал свой путь в режиссуре.

В 1919 году в Мансуровской студии выступил в качестве режиссёра в спектакле Евгения Вахтангова «Потоп» по пьесе Геннинга Бергера. В 1921 году в Театре-студии имени Ф. И. Шаляпина поставил свой первый самостоятельный спектакль — «Зелёный попугай» по пьесе Артура Шницлера, в которой уже определились характерные для него черты: пресса хвалила спектакль за колоритность, темпераментность и современность.

В фильме «Повесть о настоящем человеке»

В 1925 году во МХАТе 2-м поставил «Блоху» Евгения Замятина, ставшую одной из его самых значительных режиссёрских работ. Также ставил спектакли и в других театрах: «Находка» Елизаветы Тараховской в Московском театре для детей, «Обращение капитана Брассбаунда» Бернарда Шоу в театре «Комедия (бывший Корша)». В Ленинградском Театре Народного дома работал с художниками-авангардистами Николаем Радловым и Аристархом Лентуловым.

B 1922—1926 годах работал также в Московском еврейском театре, где поставил «Скрипач на крыше» по мотивам «Тевье-молочника», и в Еврейской студии Белорусской ССР, где поставил «Праздник в Касриловке» Шолом-Алейхема. Спектакль стал событием, в нём были точно угаданы национальная форма, язык, психологические портреты. В 1928 году режиссёра пригласили в Тель-Авив (Палестина) в театр «Габима» для постановки спектаклей по пьесе Шолом-Алейхема «Золотоискатели» и по пьесе Кальдерона «Корона Давида». Премьера состоялась 23 мая 1929 года. В силу ряда причин Дикий покинул театр.

К 1925—1926 годам определились основные черты режиссёрского и актёрского дарования Алексея Дикого: любовь к ярким и сильным сценическим краскам, к броскости сценического рисунка, к монументальности и масштабности актёрских образов; искусство Дикого порою тяготело к балаганному комизму и к гневной сатире.

B 1925—1928 годах ставил оперы и балеты в Большом театре. В 1927—1928 годах был художественным руководителем Московского драматического театра. В 1928 году поставил спектакль «Человек с портфелем» Алексея Файко в Московском театре Революции. В 1929—1930 годах вновь служил режиссёром Театра Народного дома в Ленинграде. В 1931 году возглавлял Свердловский театр драмы, где поставил пьесу «Страх» Александра Афиногенова.

В 1931 году создал и возглавил театрально-литературную мастерскую при Доме учёных, позже получившую название Студии Дикого, где вёл режиссёрскую и педагогическую работу, в частности, поставил спектакль по «Леди Макбет Мценского уезда», который высоко оценила советская пресса. Параллельно в 1932—1936 годах был художественным руководителем Московского драматического театра им. ВЦСПС. В начале 1936 года Студия Дикого была закрыта.

26 марта 1936 года был назначен главным режиссёром Большого драматического театра имени М. Горького (БДТ), куда вместе с ним пришла группа молодых актёров — его бывших студийцев. Событием в истории театра стала постановка «Мещан» в июне 1937 года. Приуроченный к годовщине смерти Максима Горького, спектакль поначалу был встречен критически как в отношении постановочной концепции, так и ряда исполнителей. 23 августа того же года состоялась премьера обновлённого сценического варианта спектакля с частично изменённым составом.

17 августа 1937 года Алексей Дикий был арестован и 2 сентября 1938 года приговорён Особым совещанием при НКВД СССР по 58-й статье к пяти годам лишения свободы. Для отбытия наказания был направлен в Усольлаг НКВД. Оставшиеся без руководителя молодые актёры пришли к решению сохранить свой коллектив и почти в полном составе выехали в Сталинбад Таджикской ССР, где основали Русский драматический театр им. Вл. Маяковского.

28 августа 1941 года «дело Дикого» было прекращено. Он вернулся в Москву и вступил в труппу Театра имени Е. Б. Вахтангова. В ноябре того же года с театром был эвакуирован в Омск, где в 1942 году сыграл одну из лучших своих ролей: генерала Горлова в спектакле «Фронт». Как писал Рубен Симонов,

«Образ Горлова, созданный Алексеем Диким, является вершиной актёрского искусства. Этот образ стоит в ряду с лучшими образами, украшающими советскую сцену. Характер генерала Горлова перерастал в исполнении Дикого в собирательный образ. Эту его роль называли обобщающим словом „горловщина“».

C 1943 года активно снимался в кино. Сыграл главные роли в фильмах «Кутузов» (1943) и «Адмирал Нахимов» (1946), за которые был удостоен Сталинских премий первой степени. Исполнение роли Иосифа Сталина в фильмах «Третий удар» (1948) и «Сталинградская битва» (1949) понравилось прототипу и также было отмечено высшими премиями.

В 1944 году Дикий был назначен художественным руководителем Театра-студии киноактёра и членом Художественного совета при Комитете по делам кинематографии при Совете министров СССР. В сентябре того же года перешёл в Малый театр, где служил до 1952 года, когда был переведён в Московский драматический театр им. А. С. Пушкина.

Вёл преподавательскую деятельность. С 1948 года — профессор Театрального училища имени М. С. Щепкина. Автор мемуаров «Повесть о театральной юности» (1957) и многочисленных статей по театральному искусству.

Алексей Денисович Дикий скончался 1 октября 1955 года в Москве после продолжительной болезни. 5 октября прошла гражданская панихида и похороны на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Семья

Первая жена — актриса Екатерина Ивановна Корнакова (1895—1956), ушла от Дикого к инженеру Борису Бринеру — отцу известного американского актёра Юла Бриннера.

Вторая жена — балерина Александра Александровна Дикая (в девичестве Боровитинова). Жена и тёща похоронены в одной могиле с артистом.

Театральные работы

Роли

Московский Художественный театр
  • 1910 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — судебный пристав
  • 1911 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Мишка
1-я студия МХТ, МХАТ 2-й
  • 1911 — «На дне» М. Горького — Алёшка
  • 1912 — «Провинциалка» И. С. Тургенева — Миша
  • 1913 — «Гибель „Надежды“» Г. Хейерманса — Баренд
  • 1917 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Епиходов
  • 1917 — «Иванов» А. П. Чехова — Львов.
  • 1919 — «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу — Джон Пирибингль
  • 1921 — «Эрик XIV» А. Стриндберга — герцог Иоанн
  • 1924 — «Расточитель» Н. С. Лескова — Молчанов
  • 1925 — «Блоха» по Н. С. Лескову — Платов
Театр имени Е. Б. Вахтангова
  • 1941 — «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана — Матиас Клаузен
  • 1942 — «Фронт» А. Е. Корнейчука — генерал Горлов
Малый театр
  • 1948 — «Доходное место» А. Н. Островского — Досужев
  • 1948 — «Южный узел» А. А. Первенцева — Сталин
  • 1949 — «Мещане» М. Горького — Тетерев
  • 1949 — «Заговор обречённых» Н. Е. Вирты — Коста Вара
  • 1949 — «Незабываемый 1919-й» В. В. Вишневского — Сталин
  • 1951 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Артемьев

Постановки

Театр-студия им. Ф. И. Шаляпина
  • 1921 — «Зелёный попугай» А. Шницлера
Московский театр для детей при Моссовете
  • «Пиноккио» по К. Коллоди
  • «Находка» Е. Я. Тараховской
Театр «Комедия (бывший Корш)»
  • «Обращение капитана Брассбаунда» Б. Шоу
  • «Тень осла» Л. Фульды
1-я студия МХТ
  • 1923 — «Герой» Дж. Синга
МХАТ 2-й
  • 1925 — «Блоха» по Н. С. Лескову
Драматический театр Народного дома (Ленинград)
  • «Землетрясение» П. С. Романова (совм. с Н. Э. Радловым)
  • 1925 — опера «Степан Разин» П. Н. Триодина (совм. с А. В. Лентуловым)
  • 1930 — «Первая Конная» В. В. Вишневского
Московский еврейский театр
  • «Скрипач на крыше» по роману Шолом-Алейхемa «Тевье-молочник»
  • «Праздник в Касриловке» Шолом-Алейхема
Большой театр
  • 1925 — «Степан Разин», опера П. Н. Триодина
  • 1927 — «Любовь к трем апельсинам», опера С. С. Прокофьева
  • 1928 — «Красный мак», балет Р. М. Глиэра
Театр Революции
  • 1928 — «Человек с портфелем» А. М. Файко
Свердловский театр драмы
  • 1928 — «Страх» А. Н. Афиногенова.
Театр-студия под руководством А. Д. Дикого
  • 1931 — «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову
Московский драматический театр им. ВЦСПС
  • 1932 — «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа
  • 1933 — «Девушки нашей страны» И. К. Микитенко
  • 1933 — «Вздор» К. Я. Финна
  • 1934 — «Интермедия» по М. Сервантесу в переводе А. Н. Островского
  • 1935 — «Глубокая провинция» М. А. Светлова
Ленинградский БДТ
  • 1936 — «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа
  • 1937 — «Большой день» В. М. Киршона,
  • 1937 — «Пушкинский спектакль» («Моцарт и Сальери», «Русалка», «Сцены из рыцарских времен») А. С. Пушкина
  • 1937 — «Мещане» М. Горького
Театр имени Е. Б. Вахтангова
  • 1941 — «Олеко Дундич» A. Г. Ржешевского и М. А. Каца
  • 1941 — «Русские люди» К. М. Симонова.
Малый театр
  • 1936 — «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина
  • 1946 — «Мещане» М. Горького
  • 1948 — «Московский характер» А. В. Софронова (совместно с Е. И. Страдомской)
  • 1950 — «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука
  • 1950 — «Люди доброй воли» Г. Д. Мдивани
  • 1951 — «Настя Колосова» В. В. Овечкина
Московский драматический театр имени А. С. Пушкина
  • 1953 — «Тени» по пьесе М. Е. Салтыкова-Щедрина
  • «Горячее сердце» А. Н. Островского

Фильмография

  • 1919 — Чем ты был? (короткометражный) — Иван Сотый
  • 1921 — Андрей Гудок (короткометражный) — Андрей Гудок
  • 1934 — Восстание рыбаков — Кеденек
  • 1941 — Боевой киносборник № 6 (новелла «Ненависть») — старик
  • 1943 — Кутузов — Кутузов
  • 1946 — Адмирал Нахимов — Нахимов
  • 1947 — Пирогов — Нахимов
  • 1947 — Рядовой Александр Матросов — Сталин
  • 1948 — Третий удар — Сталин
  • 1948 — Повесть о настоящем человеке — Василий Васильевич
  • 1949 — Сталинградская битва — Сталин
  • Звания и награды

    • Заслуженный артист Республики (21 декабря 1933)
    • Народный артист РСФСР (5 ноября 1947)
    • Народный артист СССР (26 октября 1949)
    • Сталинская премия первой степени (1946) — за исполнение заглавной роли в фильме «Кутузов»
    • Сталинская премия первой степени (1947) — за исполнение заглавной роли в фильме «Адмирал Нахимов»
    • Сталинская премия первой степени (1949) — за постановку спектакля «Московский характер» А. В. Софронова
    • Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли И. В. Сталина в фильме «Третий удар»
    • Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение роли И. В. Сталина в фильме «Сталинградская битва»)
    • Орден Ленина (14.04.1944) — за исполнение заглавной роли в фильме «Кутузов» (1943)
    • Орден Трудового Красного Знамени (29.10.1949)
    • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
    • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
    • Венецианский кинофестиваль ((Почётный диплом в номинации «Лучший актёр» за роль в фильме «Адмирал Нахимов», 1947)
    • МКФ в Готвальдове (Премия победы, фильм «Сталинградская битва», 1949)
    • МКФ в Марианских Лазнях (Главная премия, фильм «Сталинградская битва», 1949)

    Память

    В Москве именем режиссёра названы:

    • Улица Алексея Дикого, на которой расположен его дом-музей по адресу ул. Алексея Дикого, 16.
    • В 1957 году на доме, где жил режиссёр (улица Тверская, дом 19), была установлена мемориальная доска (скульптор Д. Д. Стреляев).