Шпаликов, Геннадий Фёдорович

Шпаликов, Геннадий Фёдорович

10.11.2020

Геннадий Фёдорович Шпаликов (6 сентября 1937, Сегежа, Карельская АССР — 1 ноября 1974, Переделкино, Москва) — советский киносценарист, кинорежиссёр, поэт.

Биография

Ранние годы

Родился в семье военного инженера Фёдора Григорьевича Шкаликова (во время учёбы в Военно-инженерной академии имени Куйбышева, оформляя паспорт, сменил фамилию на более благозвучную Шпаликов), уроженца села Зирган, строившего бумажно-целлюлозный комбинат в городе Сегежа и погибшего в 1944 году при освобождении Польши (по другим сведениям, пропал без вести 29 января 1945 года в Германии).

Геннадия растила мать Людмила Никифоровна, сестра генерала Семёна Никифоровича Перевёрткина. В июле 1955 года Шпаликов окончил Киевское суворовское военное училище, куда был направлен в 1947 году военкоматом Ленинградского района. Там же, в училище, начал писать стихи и рассказы.

Затем поступил в Московское высшее военное командное училище. Спустя год, во время учений, он повредил ногу (мениск колена) и был комиссован. С 1956 по 1961 год обучался во ВГИКе на сценарном факультете. На параллельных курсах учились Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский, с которыми у него сложилась общая компания.

Творчество

Первая крупная работа — кинофильм «Застава Ильича» режиссёра Марлена Хуциева. Сценарий Шпаликов писал, будучи студентом последнего курса. Никита Хрущёв, посмотрев картину, сравнил её с идеологической диверсией, попеняв на то, что «три парня и девушка шляются по городу и ничего не делают». Фильм подвергли цензуре, был исключён ряд сцен, от сценария потребовали многочисленных правок и доработок. На одном из худсоветов Шпаликов не выдержал и выступил с резкой критикой цензурных ограничений. Переписывать сценарий он не хотел, часто пропадал днями и неделями, что ещё больше тормозило выпуск картины. В 1965 году фильм всё же вышел на экраны в сокращённом варианте и был подвергнут обструкции со стороны кинокритиков — создателей обвиняли в подражательстве, поверхностности и прочем.

В 1962 году его пригласил Георгий Данелия для работы над фильмом «Я шагаю по Москве». По воспоминаниям Данелии, худсовет изначально не хотел утверждать сценарий по тем же причинам, что и «Заставу Ильича» — в нём тоже три парня и девушка «шлялись и ничего не делали». Но после того, как режиссёр, минуя все инстанции, отнёс сценарий первому заместителю председателя Госкино Владимиру Баскакову и заверил его, что никакой «фиги в кармане» в нём нет, работа пошла «легко, быстро и весело». Худсовет отказывался принимать финальный вариант сценария под предлогом «непонятно о чём фильм». Шпаликов и Данелия срочно придумали сцену «со смыслом» (ею стал эпизод с полотёром в исполнении Владимира Басова, в котором они подспудно высмеяли членов худсовета), а также новый жанр «лирической комедии».

Выйдя на экраны, картина сразу же полюбилась зрителям. Популярной стала песня из финала фильма со словами: «А я иду, шагаю по Москве…» (по свидетельству очевидцев, написанная Шпаликовым прямо на съёмочной площадке).

В это время от Шпаликова, во многом из-за его пристрастия к алкоголю, ушла жена — Наталия Рязанцева. Второй женой Шпаликова стала молодая, но уже популярная (сыгравшая главную роль в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими») актриса Инна Гулая. Новая семья и рождение дочери Даши на некоторое время помогли Шпаликову воздерживаться от пагубной привычки.

В 1966 году на экраны страны вышел фильм «Долгая счастливая жизнь» — единственная режиссёрская работа Шпаликова. Главные роли в фильме исполнили Кирилл Лавров и Инна Гулая, для которой эта роль и писалась. По отзывам, заключительной сценой картины был потрясён Микеланджело Антониони (поэт «отчуждения и некоммуникабельности»), увидевший в ней понятное и лаконичное выражение «некоммуникабельности чувств». На Международном фестивале авторского кино в Бергамо фильм получил главный приз. В СССР картина прошла малозамеченной.

В том же 1966 году вышел в прокат фильм «Я родом из детства» режиссёра Виктора Турова по сценарию Шпаликова. В 1995 году белорусские критики назвали его лучшей картиной, созданной за всю историю белорусского кино.

В условиях наступившей брежневской эпохи у Шпаликова начался период творческой невостребованности. Из многочисленных его сценариев, написанных до начала 1970-х годов, оказались экранизированными лишь два мультипликационных фильма — «Жил-был Козявин» (1966) и «Стеклянная гармоника» (1968). Семья Шпаликовых существовала на зарплату, которую Инна Гулая получала в Театре-студии киноактёра, но несмотря на это Шпаликов помогал деньгами своему другу Виктору Некрасову, которого в конце 1960-х годов перестали печатать.

На фоне таких жизненных проблем вновь проявилась склонность Шпаликова к алкоголю (причём, по свидетельству друзей, писатель мог запросто работать пьяным, и потому уже даже не пытался перестать употреблять алкоголь). Литературоведы также отмечают высокий уровень его произведений в 1970-е годы: в них звучит яркая индивидуальная тема хороших, но невыносимых друг для друга людей. Сам Шпаликов ушёл из дома, перебивался временным жильём у друзей и знакомых.

В 1971 году вышел снятый Ларисой Шепитько фильм «Ты и я», в сценарии которого Шпаликов подвёл черту под шестидесятничеством, констатируя крах прежних иллюзий этого поколения. Фильм был отмечен наградой молодёжной программы на Венецианском кинофестивале, но стал худшим по посещаемости в СССР. В 1971 году также неудачным оказался фильм Сергея Урусевского «Пой песню, поэт…» по шпаликовскому сценарию. Председатель Госкино Филипп Ермаш назначил картине тираж 16 копий, что сделало чрезвычайно низким гонорар сценариста Шпаликова, надеявшегося расплатиться с долгами за счёт потиражных выплат.

По словам историка анимации Георгия Бородина, в 2015—2016 годах при разборе архивов «Союзмультфильма» им был обнаружен сценарий Шпаликова к мультфильму под названием «Азбука», хранившийся в двух экземплярах. Однако вскоре оба варианта исчезли из архива.

Последние годы

Шпаликов работал над романом, завершить который не успел, хотя по сохранившимся фрагментам можно ощутить масштабность авторского замысла.

В 1970-е годы в письмах и дневниках писателя настойчиво звучит тема подведения итогов: «…Успел я мало. Думал иной раз хорошо, но думать — не исполнить. Я мог сделать больше, чем успел».

В 1974 году Геннадий Шпаликов покончил с собой — повесился в Доме творчества писателей (по другим сведениям, на одной из дач) в Переделкине. Рядом нашли предсмертную записку:

Вовсе это не малодушие, — не могу я с вами больше жить. Не грустите. Устал я от вас. Даша, помни. Шпаликов.

Также в его доме было обнаружено последнее стихотворение, которое также часто называют его завещанием родным:

Не прикидываясь, а прикидывая,
Не прикидывая ничего,
Покидаю вас и покидываю,
Дорогие мои, всего!
Всё прощание — в одиночку,
Напоследок — не верещать.
Завещаю вам только дочку —
Больше нечего завещать.

Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (уч. 34). Незадолго перед смертью от него ушла жена Инна Гулая, которая, устав бороться с пьянством мужа, уже просто опасалась за судьбу дочери. Родные и близкие Шпаликова обвинили её в том, что она подтолкнула бывшего мужа к самоубийству. Это, по словам матери Гулая, привело к депрессиям, алкоголизму, потере работы и, в конечном итоге, к гибели самой актрисы, которую некоторые также считают самоубийством.

Память

В 2003 году в Москве на доме, где в 1956—1960 годах жил Шпаликов (1-я Тверская-Ямская, д. 13 стр. 1), установлена мемориальная доска.

В 2009 году при входе в здание ВГИКа был открыт памятник Геннадию Шпаликову, Андрею Тарковскому и Василию Шукшину как трём выпускникам, «определившим художественное лицо отечественной и мировой кинематографии второй половины XX века».

Личная жизнь

  • Первый брак (1959) — Наталия Рязанцева, сценарист.
  • Второй брак (1962) — Инна Гулая, киноактриса.
    • Дочь — Дарья, киноактриса.

Поэзия

  • Стихи Геннадий Шпаликов начал писать в конце 1940-х годов. Первые стихи были опубликованы в 1955 году: 26 июня газета «Сталинское племя» напечатала «Два стихотворения», 1 ноября — подборку стихотворений под общим названием «Лирические стихи». Первый сборник стихов был опубликован посмертно: «Избранное» (1979). Позднее также вышли и другие сборники, в том числе «Я жил как жил» (1998), «Прощай, Садовое кольцо» (2000), «Пароход белый-беленький».
  • Песня Александра Галича «За семью заборами» была написана в соавторстве с Геннадием Шпаликовым:

Мы поехали за город,
А за городом дожди,
А за городом заборы,
За заборами — вожди.

  • В фильме «Коллеги» (1962) звучит песня «Палуба» (музыка Юрия Левитина) на стихи Геннадия Шпаликова в исполнении Олега Анофриева.
  • Геннадий Шпаликов является автором слов песни «Спой ты мне про войну» (музыка Исаака Шварца в фильме «Рабочий посёлок» (1965).
  • В фильме «Мальчик и девочка» звучат две песни композитора Бориса Чайковского на стихи Геннадия Шпаликова: «Лёд Ладогой плывёт» в исполнении Николая Губенко и «Яблони и вишни снегом замело».
  • Большинство своих сценариев Шпаликов написал в подмосковном доме творчества кинематографистов «Болшево». Коллеги и друзья Шпаликова — Эдуард Тополь и Павел Финн упоминают об этом в своих книгах.
  • В финале фильма «Подранки» звучит стихотворение Геннадия Шпаликова «По несчастью или к счастью…», которое читает режиссёр фильма Николай Губенко.
  • В финале фильма «Гений» звучит песня на стихи Геннадия Шпаликова «Ах, утону я в Западной Двине…» в исполнении Александра Абдулова, музыкальное сопровождение — Андрей Макаревич.
  • В финале фильма «Чёрный квадрат» звучит отрывок из стихотворения Геннадия Шпаликова «Я шагаю по Москве».
  • В проекте «Первого канала» «„Оттепель“ в стихах», предшествующем показу телесериала «Оттепель», Михаил Ефремов читает стихотворение Геннадия Шпаликова «По несчастью или к счастью, истина проста…», Александр Яценко — «Людей теряют только раз», "Лают бешено собаки", Евгений Цыганов — «Прощай, Садовое кольцо».

Фильмография

Режиссёрские работы

  • 1966 — Долгая счастливая жизнь
  • Сценарии

  • 1962 — Звезда на пряжке (новелла по миниатюре Я. Брыля в киноальманахе «Маленькие мечтатели»)
  • 1962 — Трамвай в другие города
  • 1963 — Я шагаю по Москве
  • 1964 — Застава Ильича / Мне двадцать лет (совместно с Марленом Хуциевым)
  • 1966 — Жил-был Козявин (совместно с Лазарем Лагиным)
  • 1966 — Я родом из детства
  • 1966 — Долгая счастливая жизнь
  • 1968 — Стеклянная гармоника
  • 1971 — Ты и я
  • 1971 — Пой песню, поэт… (совместно с Сергеем Урусевским)
  • 1994 — День обаятельного человека
  • Актёрские работы

    Обе работы Шпаликова в титрах фильмов не значатся.

  • 1962 — Трамвай в другие города — эпизод
  • 1964 — Застава Ильича / Мне двадцать лет — эпизод
  • 1966 — Я родом из детства — эпизод
  • Издания

    • Геннадий Шпаликов. Избранное.— М.: Искусство, 1979. — 408 с., 24 л. илл., 30 000 экз.