Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезные советы



















Яндекс.Метрика





Федосеев, Евстрат

Евстрат Федосеев (1692—1768) — наставник старообрядческого Федосеевского согласия, сын основателя этого согласия, Феодосия Васильева.

Биография

Родился в 1692 году в Крестецком Яму (ныне Крестцы), Новгородской губернии, где его отец был дьячком. По совращении отца в раскол Федосеев был перекрещен каким-то благочестивым раскольником и, вероятно, при этом вторичном крещении получил имя Евстрата. Жил он при отце в Яму, затем по соседству с Ямом, с 1699 года в Польше и, девять лет спустя, в Вязовской волости Великолуцкого уезда.

В 1711 году, при посещении Новгорода, Евстрат Федосеев был, по приказанию новгородского митрополита Иова, арестован и заключен в кандалах под стражу при архиерейском приказе, оттуда освобожден «по шести седмицах» после смерти отца († 18 июля 1711), благодаря заступничеству петербургского военного губернатора Корсакова.

По возвращении к общине федосеевцев, проживавших в Вязовской волости, Федосеев по преемству от отца стал их наставником и перешел с ними на жительство на Ряпину мызу в Юрьевском уезде (ныне в уезде Пылвамаа, Эстония). Здесь он сделал какие-то «поправки старопечатных книг», вызвавшие в общине внутренний раздор, продолжавшийся до 1731 года. В 1719 году, пред самым разгромом Ряпиной мызы правительственными войсками, Федосеев бежал с частью последователей в Польшу и основал там обитель. Живя в Польше, он часто бывал в разных местах России, принимая деятельное участие во всех важнейших событиях жизни федосеевцев. В качестве учителя Федосеев был верным последователем учения своего отца. Как руководитель федосеевцев считался «столпом» своей церкви и имел большой авторитет у современников-старообрядцев.

Евстрат Федосеев скончался, по Павлу Любопытному, в 1768 году в Польше.

Библиография

  • «Житие своего отца» (изд. в «Чтения Общества истории и древностей Российских», 1869 г., II);
  • «Исповедание веры, прочитанное и одобренное на соборе в деревне Ступилишках 24 марта 1735 г.» (издано у Н. Попова в «Сборнике для истории раскола», т. I);
  • «Польский устав, или Статьи, постановленные на бывшем в Польше 1 октября 1751 года соборе» (издано у Н. Попова в «Сборнике для истории раскола»);
  • «Рассуждение о Пилатовой титле на кресте Христовом» (рукопись);
  • «15 ответов поморскому московскому пастырю Михаилу Григорьеву о разногласиях в церковных обрядах и обычаях» (рукопись);
  • «Показание о таинстве крещения и хиротонии российской и старообрядческой церквей» (рукопись) и
  • «15 разных посланий к местным пастырям и благочестивым мужам о церкви, о ее благолепии и прочем» (рукопись).

Согласно статье опубликованной в «ЭСБЕ» за авторством профессора гомилетики Н. И. Барсова, работы Федосеева «встречающиеся лишь в рукописях, лишены литературных достоинств».


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: