Круг второй

Круг второй

10.11.2020

«Круг второй» — первый фильм трилогии Александра Сокурова: «Круг второй» — «Камень» — «Тихие страницы».

Сюжет

Герой фильма, у которого умер отец, проходит все круги, суждёные человеку в эту трагическую пору — муку вины, и муку беспомощного сострадания. Он приезжает в зимний арктический город один, его обворовывают, и он должен как-то и на что-то устраивать похороны. Эпическая простота и хроникальные подробности выявляют отсутствие связей в нашей жизни, механическую инерцию распавшихся общечеловеческих ритуалов, имевших когда-то глубокий смысл.

Рецензии

Экзистенциальная драма

«Круг второй» — это как бы первая часть условной трилогии начала 90-х годов, созданной отечественным режиссёром Александром Сокуровым, который вслед снял ленты «Камень» и «Тихие страницы». Однако было бы вернее рассматривать «Круг второй» в сопоставлении с более поздними картинами «Мать и сын» (1997) и «Отец и сын» (2003), поскольку они вместе образуют другой триптих, посвящённый близким родственным отношениям, причём в двух из названных фильмов ещё присутствует тема смерти — уже неотвратимо свершившейся или столь же неизбывно ожидаемой.

Можно сказать, что в «Круге втором» Сокуров особенно одержим философско-эстетической неразрешимой проблемой проникновения в иные пределы (правда, этот мотив возникал ещё в «Одиноком голосе человека»), по ту сторону жизни и смерти, в некий мир, где есть возможность общаться с духом умершего человека, в данном случае — отца, у гроба которого проводит день и ночь сравнительно молодой парень, вероятно, впервые задумавшийся о бренности всего сущего. Режиссёр на редкость сосредоточенно и самоотречённо занят напряжёнными духовными поисками смысла бытия, а в большей степени — инобытия, той самой бездны, которая, по определению Владимира Набокова, находится «и до, и после». И в отличие от ряда других творений Александра Сокурова, «Круг второй» производит сильное впечатление благодаря минимализму выразительных средств и лаконичности художественного высказывания, не претендующего на назойливую многозначительность и метафизическую символику. Сергей Кудрявцев 2000/2007

Отзывы

В ролях

  • Пётр Александров
  • Надежда Роднова
  • Тамара Тимофеева
  • Роман Молокеев
  • Николай Бутенин
  • Александр Быстряков
  • Сергей Выборнов
  • О. Игнатов
  • Александр Попов
  • Ф. Потапов
  • Д. Самохин
  • Н. Сидаш
  • Андрей Тенетко
  • М. Шапин
  • Игорь Янков
  • Серёжа Крылов

Съёмочная группа

  • Режиссёр-постановщик: Сокуров, Александр Николаевич
  • Автор сценария: Юрий Арабов
  • Оператор-постановщик: Александр Буров
  • Художник-постановщик: Соловьёв, Владимир Александрович
  • Композитор: Отмар Нуссио
  • Звукорежиссёр: Персов, Владимир Маркович
  • Съёмочный период
  • Художественные особенности

Призы и награды

  • 1990 — Александр Сокуров — Премия им. Г. Козинцева за лучшую режиссуру Конкурс профессиональных премий к/с «Ленфильм» и Ленинградского отделения СК
  • 1990 — Александр Сокуров — Приз FIPRESCI, Приз нидерландских кинокритиков: «За развитие авангардного направления в области киноискусства» МКФ в Роттердаме
  • 1991 — Приз нидерландских кинокритиков «За развитие авангардного направления в области киноискусства» МКФ в Роттердаме—91;

Технические данные

Производство: Ленфильм, Студия «Троицкий мост», Центр творческой инициативы ЛО СФК, Клуб любителей кино «Зеркало»