Харада, Ёсио

Харада, Ёсио

10.11.2020

Ёсио Харада (яп. 原田芳雄 Харада Ёсио, 29 февраля 1940 года, Токио — 19 июля 2011 года, Токио) — японский актёр кино, театра и телевидения. Был лицом самурайских лент 1970-х и одной из немногих звёзд того периода, кто оставил заметный след в жанре тямбара. За сорок с лишним лет карьеры в театре, кино и на ТВ сыграл практически всё: от длинноволосых бунтарей до ворчливых стариков. Успешен был как в фильмах действия, так и в арт-хаусных проектах. Дважды лауреат премии Японской академии, в том числе Специальной премии председателя академии (посмертно). Обладатель пяти премий журнала «Кинэма Дзюмпо»; имеет по две премии «Голубая лента», «Майнити», Hochi Film Awards; три приза кинофестиваля в Йокогаме и ряд других профессиональных наград. За заслуги в области искусства театра и кино в 2003 году актёру была вручена Медаль Почёта с пурпурной лентой. 9 августа 2011 года Ёсио Харада был награждён Орденом Восходящего солнца IV степени (посмертно). Ёсио Харада — отец актрисы Маю Харады (род. 1 сентября …) и популярного в современной Японии актёра и рок-музыканта Кэнты Харады (род. 3 марта 1970 года).

Биография

Ранние годы

Родившийся в Токио, Ёсио Харада после окончания Токийской муниципальной высшей технической школы Хондзё короткое время работал офисным клерком. Ещё в молодости был увлечён театром и мечтал стать актёром, поэтому в 1963 году двадцатитрёхлетний Харада пошёл на набираемый при театре «Хайюдза» актёрский курс, и был принят в числе других 15 счастливчиков, с успехом сдав вступительный экзамен. По окончании обучения в 1966 году все 15 студентов перейдут в труппу знаменитого театра. Этот курс молодых актёров будет одним из самых «звёздных» в истории театра «Хайюдза», вместе с Ёсио Харадой в числе 15-ти новичков были впоследствии такие прославившие японский театр и кино знаменитости, как Исао Нацуяги, Комаки Курихара, Гин Маэда, Такэо Тии, Миёко Акадза, Кивако Тайти и др. Уже на следующий год, в 1967-м, молодой актёр дебютировал на ТВ, снявшись в сериале «Мировая молодёжь» (1 сезон, 15 серий), совместном проекте кинокомпании «Тохо» и телекомпании Fuji TV. Одним из самых популярных сериалов начального периода его карьеры был «Одиннадцатый патриот» (1968, экранизация одноимённого исторического романа Рётаро Сибы).

Карьера в кино

Дебют актёра в большом кино состоялся в 1968 году. Продюсеры кинокомпании «Сётику» были наслышаны об успехах начинающей звезды на театральной сцене и телеэкране и утвердили Хараду сразу же на главную роль в фильме «Песнь возмездия» (режиссёры Масахиса Саданага и Сигэюки Яманэ).

В 1971 году структура театра «Хайюдза» подверглась критике и такие звёзды театра, как Эцуко Итихара, Кантаро Суга, Ацуо Накамура и Ёсио Харада начали работать преимущественно на ТВ и в кино. Естественно, это повысило уровень соответствующей продукции; взяв на вооружение сильную театральную игру и заручившись доверием молодых режиссёров, звёзды нового поколения обновили киножанры, вместе с тем меняясь сами. Если в первых своих киноработах Харада появлялся в облике неискушённого юноши, то уже с начала 1970-х годов актёр меняет имидж, перевоплотившись в бунтаря, в соответствии с впечатлением, которое производила его внешность. В серии кинолент студии «Никкацу» Ёсио Харада сделал себе имя, изображая задумчивых и косматых преступников и антигероев в фильмах Тосия Фудзиты («Рок бродячих кошек: Бунтари 71», «Мокрый песок в августе» — оба 1971; «Госпожа Кровавый Снег 2», 1974) и Кадзуо Икэхиро (трилогия о наёмном убийце Дзёкити: «Тропой крови», «Бесстрашный мститель» — оба 1972; «Резня в снегу», 1973). Одной из удач актёра признано талантливое исполнение роли реального исторического лица Рёмы Сакамото в загадочной и ироничной исторической ленте «Убийство Рёмы» (1974, реж. Кадзуо Куроки), где Харада проникновенно вжился в образ молодого бунтаря XIX века последних лет феодализма. Преследуемый многочисленными противниками, Рёма Сакамото скрывается в городе Эдо, где крестьяне и горожане, похоже, сошли с ума с их постоянными движениями «eijanaika» во время праздничных шествий (празднуя вступление страны в новую эпоху, когда Япония начинает торговать с Западом).

Помимо популярных боевиков в жанре тямбара Харада с неменьшим успехом снимался в арт-хаусных проектах знаменитого драматурга и поэта Сюдзи Тэраямы («Пастораль: умереть в деревне», 1974; «Прощай, ковчег», 1983). В 1976 году Ёсио Харада получил свои первые из многочисленных кинонаград: премии «Голубая лента» и «Кинэма Дзюмпо» за исполнение лучших ролей второго плана в фильмах «Подготовка к празднику» (1975, реж. Кадзуо Куроки) и «Пастораль: умереть в деревне». В 1977 году исполнил роль поводыря и защитника слепой певицы в известной киноленте Масахиро Синоды «Одинокая слепая певица Орин».

Не только критики сделали из Харады одну из самых больших звёзд японского кино 1970-х. Этому способствовали его сверстники-актёры, публика и японская общественность. Так, например, широко муссируется в средствах массовой информации тот факт, что актёр Юсаку Мацуда изучал движение рук и походку Харады, подражая ему. Магнетическое присутствие Харады на экране сыграло определённую роль в возрождении одного из самых известных японских режиссёров. В 1980 году Харада снялся в «Цыганских мотивах» Сэйдзюна Судзуки. Как известно, Судзуки был уволен из кинокомпании «Никкацу» после выхода его авангардного боевика 1967 года «Рождённый убивать» и был без работы в течение 10 лет. Харада уже работал с Судзуки в его неудачном возвращении из забытья в 1977 году (фильм «История о грусти и печали») и в небольшом телепроекте 1979 года (к/м телефильм «Клык в дыре»). И только независимый проект Судзуки «Цыганские мотивы» становится культовым хитом, выигравшем множество призов, в том числе специальное почётное упоминание жюри 31-го Берлинского кинофестиваля (1981), премии за лучший фильм от Японской академии, от кинокритиков журнала «Кинэма Дзюмпо», а также Гран-при кинофестиваля в Йокогаме. Харада снялся также в последующих второй и третьей частях этой трилогии Судзуки («Театр жаркой поры», 1981; «Юмэдзи», 1991).

Карьера Харады будет продолжать расти. Он будет работать с некоторыми из самых известных режиссёров японского кино 1980-х, включая Ёити Саи («Позволь ему покоиться с миром», 1985), Ёдзира Такита («Журнал комиксов», 1986), Тосио Масуда («Эта история любви», 1987) Кадзуо Куроки («Завтра», 1988) и Дзюндзи Сакамото («Нокаут!», 1989). Именно благодаря Сакамото и его «Нокауту!» Харада получил новый набор молодых поклонников, включая режиссёра Тосиаки Тоёду. Харада сыграл в фильме Тоёды «9 душ» (2003), где исполнил роль лидера банды беглых заключённых. Именно эта роль, а также его работы в таких фильмах, как «Квартал ронинов» (1990, реж. Кадзуо Куроки), «Огонь внутри» (1997, реж. Рокуро Мотидзуки) и «Безумие в цвету» (2002, реж. Кэндзи Сонода) привели к выдающимся триумфам в его карьере. В 2003 году Ёсио Харада был награждён Медалью почёта с пурпурной лентой за вклад в развитие театра и кино.

В течение последнего десятилетия XX века и первого десятилетия XXI века Ёсио Харада получил множество наград за свои киноработы (смотреть раздел «Награды и номинации»). В 1991 году получил приз кинофестиваля в Йокогаме за карьеру в целом. В последнее десятилетие своей жизни Харада перешёл от ролей взрывных и мужественных антигероев к ролям сварливых и мудрых стариков. Наиболее примечательные и интересные в этом плане его небольшие роли в фильмах режиссёра Кадзуо Куроки «Мальчишеское лето 1945 года» (2002) и «Когда живёшь с отцом» (2004), а также в кинолентах Хирокадзу Корээды «Пешком-пешком» (2008) и «Чудо» (2011).

Одной из характерных черт Ёсио Харады был его «терпкий голос», благодаря которому можно было узнать актёра в закадровом рассказчике. Также Харада был известен как певец.

Последние годы жизни и смерть

В начале ноября 2008 года у актёра диагностировали рак толстой кишки. Спустя месяц после операции, Ёсио Харада вновь вышел на съёмочную площадку. Это было началом конца, ибо родственники были уже предупреждены о том, что долго он не проживёт. Тем не менее, в последующие годы Харада был довольно активен, много снимаясь как в кино, так и на телевидении. Он был инициатором постановки фильма Дзюндзи Сакамото «Когда-нибудь» (2011), в котором исполнил главную роль. 11 июля 2011 года Харада присутствовал на премьере этого фильма в Токио, куда его привезла в инвалидной коляске старшая дочь. Это было его последним публичным появлением. Кишечная непроходимость и вызванная ей аспирация привели к пневмонии. С этим диагнозом актёр вскоре был доставлен в одну из токийских больниц, где скончался 19 июля в 9:35 утра в возрасте 71 года. Панихида состоялись 22 июля 2011 года в похоронном бюро при кладбище Аояма в токийском районе Минато, после чего тело было кремировано в крематории Kiriketani, расположенном в токийском районе Синагава.

9 августа 2011 года японским правительством было принято решение о награждении Ёсио Харады Орденом Восходящего солнца IV степени (посмертно). В 2012 году на церемонии вручения премий Японской академии Ёсио Харада был удостоен Специальной премии председателя академии (посмертно) и выиграл премию в категории Лучший актёр 2011 года за роль в фильме «Когда-нибудь». В марте того же года был удостоен Специальной премии 7-го кинофестиваля в Осаке (посмертно).

Награды и номинации


Фильмография

Комментарии

  • ↑ В советском прокате фильм демонстрировался с августа 1977 года, р/у Госкино СССР № 2162/77 (до 16 мая 1984 года) — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов действующего фонда: Зарубежные художественные фильмы», В/О «Союзинформкино» Гл. упр. кинофикации и кинопроката Госкино СССР, М.-1980, С. 149.
  • ↑ В российском прокате фильм демонстрировался с 3 марта 2007 года.
  • ↑ В России фильм демонстрировался ограниченным прокатом с 10 апреля 2008 года.