Музыка КНДР — совокупность всех музыкальных произведений, созданных в Корейской Народно-Демократической Республике.
Особенности
После разделения Кореи в 1951 году на Корейском полуострове образовалось два государства: Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея. Традиции написания революционных песен были использованы в поддержку северокорейского государства, что в итоге привело к формированию в 1980-х годах особого стиля патриотической песни, названного «тхэджун каё». Этот стиль сочетал в себе классические и корейские традиционные музыкальные формы, похожие на советскую патриотическую музыку.
В КНДР культура, в том числе и музыка, находится под жёстким контролем государства. Прослушивание южнокорейской музыки расценивается как преступление.
Многие северокорейские поп-песни обычно исполняются молодыми певицами с электронным ансамблем, перкуссионистом и под аккомпанемент певцов и танцоров. Некоторые песни КНДР, такие как «Хвипхарам» (кор. 휘파람, «Свисток»), стали популярны на Юге. В их творчестве заметно влияние со стороны русской и корейской поп-музыки, а названия песен выглядят как «Наша жизнь — песня», «Мы будем держать штыки крепче», «Радость от изобильного урожая в песне механизации», «Дорогой генерал использует магию для сокращения расстояния» (подразумевается неусыпный контроль генерала, бывающего ежедневно во многих местах).
Диджей Би-би-си Энди Киршо (англ. Andy Kershaw), посетив КНДР, отметил, что доступна музыка только определённых исполнителей (Чон Хе Ён, Ким Кван Сук, Чо Кым Хва, Ли Пхун Хи), а среди групп — Коллектив лёгкой музыки «Ванджэсан», труппа «Мансудэ» и электронный ансамбль «Почхонбо», которые играют в стиле, названном Энди «лёгкий инструментал с популярным вокалом». Существует также Государственный симфонический оркестр, Компания оперы «Море крови», два хора, оркестр и ансамбль, посвящённые Юн Исану; все находятся в Пхеньяне. Пхеньянская киностудия также производит много инструментальных композиций и песен для своих фильмов.
История
Музыка КНДР, как и вся корейская музыка, включает в себя народную и классическую. Среди её жанров — санджо, пхансори и нонак. Пхансори — это сольные вокальные произведения, исполняемые под аккомпанемент ударных. Существует пять основных тем лирики, каждый исполнитель привносит в историю что-то своё, зачастую добавляя свежие шутки и ведя диалог с аудиторией. Нонак — сельская ударная музыка, обычно исполняемая 20-30 участниками. Санджо — полностью инструментальная музыка с ускоряющимся темпом. Инструменты включают в себя барабан чангу и мелодичные каягым и аджэн.
Музыка в КНДР следует принципам идей Чучхе, разработанным Ким Ир Сеном и Ким Чен Иром. Основными характеристиками этой музыки является хорошая продуманность композиций, а образы и лирика имеют исключительно государственно-патриотическое содержание. Известен ряд классических песен, написанных Ким Ир Сеном и Ким Чен Иром.
Некоторые религиозные и народные (до образования КНДР) музыкальные произведения до сих пор существуют в КНДР.
Большинство музыкальных жанров — это патриотическая песня, известная как тэджун каё (кор. 대중 가요), становление которой связано с детятльностью Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, а также композитора Ким Вон Гюна, написавшего в 1946 году музыку к «Песне о полководце Ким Ир Сене».
Корейская патриотическая музыка получила своё развитие в 1980-х годах. В большинстве случаев песни исполняют женщины под аккомпанемент коллектива или хора, сопровождаемые крупным оркестром (западный стиль и или гибрид западного с традиционным стилем) или духовым. Сочинение и исполнение музыки в КНДР находится под полным контролем государства, в связи с этим вся лирика носит оптимистичный характер. Очень много музыки создаётся для кинофильмов, а работы такого корейского композитора как Юн Исана, который большую часть своей жизни провёл в Германии, популярны в КНДР.
В КНДР традиционные инструменты были адаптированны под современные стандарты, чтобы конкурировать с западными. Многие старые музыкальные формы, которые остаются и используются в традиционном исполнении, были приспособлены для идей современной коммунистической КНДР, восхваления Ким Ир Сена, его сына Ким Чен Ира и внука Ким Чен Ына, а также для песен о воссоединении Кореи.
Действующие музыкальные коллективы и ансамбли
Военные:
- Ансамбль песни и пляски Корейской народной армии
- Государственный заслуженный хор и ансамбль Корейской народной армии
- Ансамбль песни и пляски военно-морских сил Корейской Народно-Демократической Республики
- Ансамбль песни и пляски Военно-воздушных сил Корейской Народно-Демократической Республики
- Ансамбль песни и пляски департамента общественной безопасности КНДР
- Центральный военный оркестр департамента Народных вооружённых сил КНДР
Гражданские:
- Национальный оркестр Ынхасу
- Государственный симфонический оркестр Корейской Народно-Демократической Республики
- Симфонический оркестр Исанъюн
- Электронный ансамбль Почхонбо
- Коллектив лёгкой музыки Ванъджэсан
- Музыкальные коллективы под руководством труппы Мансудэ
- Заслуженный женский инструментальный ансамбль MAT
- Коллектив Самджиён MAT
- Оркестр Центрального радио и телевидения
- Оркестр Пхеньянской киностудии
- Моранбон
- Чхонбон
- Пхеньянская консерватория им. Ким Вон Гюна