Юго-Восточная хорда

Юго-Восточная хорда

11.11.2020

Юго-Восточная хорда (сокращённо ЮВХ) — планируемая многополосная скоростная автомагистраль в Москве. Юго-Восточная хорда будет иметь связь с Северо-Восточной хордой и Южной рокадой, а также с Третьим транспортным кольцом в районе платформы Новохохловская Курского направления МЖД.

Строительство магистрали включено в адресную инвестиционную программу (АИП) города Москвы, а начало строительства было запланировано на третий квартал 2019 года. В конце марта 2019 года стало известно о сдвиге ранее озвученных сроков как минимум на один квартал.

Описание

Длина трассы на участке от шоссе Энтузиастов до 35 километра МКАД составит 36 километров, из них 11 приходятся на уже существующую улично-дорожную сеть. Трасса пройдет через 10 районов Москвы: Нижегородский, Рязанский, Текстильщики, Печатники, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Бирюлёво Западное, Чертаново Центральное, Чертаново Южное с выходом в Северное Бутово. Хорда пересечет Рязанский проспект, Волгоградский проспект, Каширское шоссе, Липецкую улицу, Варшавское шоссе, пройдет через 35-й км МКАД и выйдет на магистраль Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе. Из менее крупных улиц, трасса пересечёт Промышленную улицу, Севанскую улицу, улицу Подольских Курсантов. Трасса должна восполнить дефицит поперечных дорожных связей в юго-восточных районах города и обеспечить связь с территориями Новой Москвы.

Проект включает строительство:

  • многоуровневой транспортной развязки через пути Курского направления Московской железной дороги
  • многоуровневых транспортных развязок через Казанское и Горьковское направления МЖД на участке от шоссе Энтузиастов до Рязанского проспекта
  • многоуровневых транспортных развязок с переустройством инженерных сетей и коммуникаций, с реконструкцией и строительством улично-дорожной сети на участке от улицы Полбина до Курьяновского бульвара
  • мостового перехода через реку Москву и многоуровневой транспортной развязки с Каширским шоссе

Сроки

Хорду планируется построить до конца 2025 года.

Каспийская улица и Шоссейная улица, которые войдут в состав хорды, давно существуют, — но будут кардинально реконструированы.

Несколько ранее, в 2022 году, будет завершён участок, соединяющий ТТК и СВХ.

Строительство

Участки

Юго-Восточная хорда разделена на 10 участков:

  • от шоссе Энтузиастов до Рязанского проспекта;
  • Окончание работ по данному участку запланировано на 2022 год: «будет завершён участок, соединяющий ТТК и СВХ».
  • от Рязанского проспекта до Третьего транспортного кольца (ТТК);
  • от улицы Грайвороновская до улицы Шоссейная, включая транспортную развязку на пересечении с Волгоградским проспектом;
  • от улицы Шоссейная до улицы Полбина;
  • от улицы Полбина до Курьяновского бульвара;
  • от Курьяновского бульвара до улицы Кантемировская, включая мостовой переход через реку Москву и многоуровневую транспортную развязку с Каширским шоссе;
  • вдоль улицы Каспийская от улицы Кантемировская до Павелецкого направления МЖД;
  • от улицы Маршала Шестопалова до Павелецкого направления МЖД;
  • от Павелецкого направления МЖД до МКАД с транспортной развязкой на пересечении МКАД с Юго-Восточной хордой;
  • от МКАД до автомобильной дороги Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.
  • Работы

    • На 2019 год: идёт строительство опор участка ТТК — СВХ.
      • Видео от 14 декабря этого же года[1]; чётко видны подпорная стенка, опоры (частью в бетоне, частью — арматурные каркасы) и строительные краны.
    • На 18 сентября 2020 года: завершена надвижка металлоконструкций одной половины путепровода длиной 466 метров возле платформы Новохохловская Курского направления МЖД.
    • На 21 сентября 2020 года: завершён демонтаж второго аванбека; ожидается завершение надвижки второй части дорожной плиты.
    • На 22 сентября 2020 года: надвижка металлоконструкций путепровода завершена полностью.
    • 09 ноября 2020 года: путепровод возле платформы Новохохловская Курского направления МЖД начали асфальтировать.

    Критика

    Рядом с Московским заводом полиметаллов и в 300 метрах от парка Коломенское находится могильник радиоактивных отходов, где пройдет мост в составе Юго-Восточной хорды. Могильник был создан в 1940—1950-х годах, и высказывались мнения, что радиационное излучение в этом месте превышает минимум в сто раз нормальный фон (до 61 мкЗв/ч против нормы в 0,5 мкЗв/ч).

    Директор ГКУ Москвы «Управление дорожно-мостового строительства» Василий Десятков заявил, что из-за высказанных опасений были проведены экологические изыскания, и в местах где будут находиться опоры моста, радиоактивного фона не обнаружено ни на поверхности, ни на глубине до 12 метров (при этом стойки уйдут в землю только на глубину около 5-6 метров). В границах строительных работ загрязненной территории нет, радиоактивный фон нормальный. Также Василий Десятков заявил, что трасса пройдет по маршруту, где десять лет назад стоял старый железнодорожный мост, от которого сейчас остались только насыпи.

    В Москомархитектуре заявили, что трасса не затрагивает участок со старыми радиоактивными отходами.

    Заместитель гендиректора «Горкапстрой» Денис Тарасов заявил, что были проведены три экологические экспертизы, последняя из которых в июне 2019 года. Все они показали допустимый радиационный фон. Также по его заверению на все время строительства принято решение вести мониторинг состояния радиоактивного фона. При необходимости, этот мониторинг останется и после открытия моста.

    В конце января 2020 года на сайте мэра Москвы Сергея Собянина было опубликовано заявление о том, что последние месяцы десятки активистов проводили замеры уровня радиации в коридоре будущей дороги, а также на соседней территории на склоне Москвы-реки, за заводом полиметаллов. Замеры производились в разных местах, на разной глубине, различными приборами и методами. В итоге — закономерно получили разные результаты. Дополнительные исследования, проведенные в полосе отвода будущей хорды, выявили незначительные следы загрязнения. Специалистами было заявлено, что они не препятствуют строительству. Тем не менее, в период строительства решено проводить постоянный радиационный мониторинг, и в случае обнаружения даже малейших следов радиации, загрязненные грунты вывозить из Москвы и помещать в специальные хранилища. Кроме того, Правительство Москвы заявило, что заключит договор с ФГУП «Радон» о реализации полномасштабной программы рекультивации склона и вывоза зараженного грунта за пределы Москвы.

    9 февраля 2020 года активисты заявили, что обнаружили превышение уровня радиации в 60 раз.

    19 марта 2020 года на склоне холма у входа на платформу Москворечье в Москве полиция задержала более 60 противников строительства Юго-Восточной хорды на части территории радиоактивного могильника возле парка Коломенское, непосредственно у Московского завода полиметаллов (ТВЭЛ).