Критерии, используемые при освидетельствовании лиц органами медико-социальной экспертизы

21.03.2018

1. Классификации.

1.1. Основные понятия.

1.1.1. Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

1.1.2. Инвалидность — социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты.

1.1.3. Нарушение здоровья — нарушение физического, душевного и социального благополучия вследствие потери, расстройства, аномалии, физической, психической или анатомической структуры или функции организма человека.

1.1.4. Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

1.1.5. Степень ограничения жизнедеятельности — степень отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья,

1.1.6. Социальная недостаточность — социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности, невозможность {полностью или частично) выполнять обычную для человека роль в социальной жизни и обусловливающие необходимость социальной защиты.

1.1.7. Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная защита предусматривает постоянные или долговременные мероприятия, ориентированные на устранение или уменьшение социальной недостаточности инвалида.

1.1.8. Социальная поддержка — одноразовые или эпизодические мероприятия, способствующие преодолению лицом кратковременной трудной жизненной ситуации, обусловленной нарушением здоровья, при отсутствии признаков социальной недостаточности.

1.1.9. Социальная помощь — периодические мероприятия краткосрочного характера, способствующие преодолению лицом трудной жизненной ситуации, обусловленной нарушением здоровья, при отсутствии признаков социальной недостаточности.

1.1.10. Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно затрудняющая жизнедеятельность лица, которую он не может преодолеть самостоятельно.

1.1.11. Реабилитация инвалидов — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

1.1.12. Реабилитационный потенциал — комплекс биологических, психологических и социально-средовых факторов, обусловливающих возможность в той или иной степени компенсировать или устранить ограничение жизнедеятельности.

1.1.13. Реабилитационный прогноз — возможность реализации реабилитационного потенциала.

1.1.14. Социальные условия трудовой, бытовой и общественной деятельности — санитарно-гигиенические, организационные, технические, технологические, правовые, экономические, микросоциальные условия, обеспечивающие или способствующие реализации реабилитационного потенциала.

1.1.15. Профессия — род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний, практических навыков, полученных путем образования, обучения или опыта. Основной профессией следует считать выполняемую работу наиболее высокой квалификации. Для лиц неквалифицированного труда — работа, выполняемая наиболее длительное время.

1.1.16. Квалификация — уровень подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемые разрядом, классом, званием и другими аттестационными категориями.

1.1.17. Специальность — вид профессиональной деятельности, усовершенствованный путем специальной подготовки.

1.2. Классификация нарушений функций организма:

1.2.1. Нарушения высших психических функций (умственные нарушения, другие психологические нарушения, речевые, языковые нарушения).

1.2.2. Нарушения органов чувств (зрительные нарушения, слуховые и вестибулярные нарушения, расстройства обоняния, осязания).

1.2.3. Двигательные нарушения.

1.2.4. Висцеральные и метаболические нарушения, расстройство питания.

1.2.5. Уродующие нарушения.

1.2.6. Нарушения, связанные с причинами общего характера.

1.3. Классификация основных категорий жизнедеятельности:

1.3.1. Способность к самообслуживанию — способность справляться с основными физиологическими потребностями; пользоваться обычными жилищно-бытовыми предметами.

1.3.2. Способность к передвижению — способность ходить, бегать, перемещаться, преодолевать препятствия, управлять положением тела.

1.3.3. Способность к обучению — способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками (социальными, культурными и бытовыми).

1.3.4. Способность к труду — способность осуществлять трудовую деятельность способом или в рамках, считающимися нормальными для человека, а также соответствующую требованиям к содержанию, объему и условиям профессии.

1.3.5. Способность к ориентации — способность самостоятельно ориентироваться в окружающей среде посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, мышления и адекватно оценивать ситуацию с помощью интеллектуальных свойств.

1.3.6. Способность к общению — способность к установлению и развитию контактов между людьми благодаря восприятию, пониманию другого человека, возможности обмена информацией.

1.3.7. Способность контроля за своим поведением — способность осознания себя и правильного поведения в повседневной обстановке.

2. Критерии.

2.1. Критерии нарушения здоровья с расстройством функций организма.

Состояние здоровья (медико-психологические аспекты) оценивается в соответствии с современными критериями клинической медицины и предусматривает:

2.1.1. Определение клинической формы заболевания или иных расстройств, аномалий физической, психической или анатомической структуры или функции организма человека согласно Международной классификации болезней (МКБ) X пересмотра (Женева, 1989 г.).

2.1.2. Оценку нарушения функций организма, которые характеризуются различными показателями в зависимости от вида функциональных нарушений, методов их определения, способности измерения и трактовки результатов.

Комплексная оценка различных параметров с учетом их качественных и количественных значений предусматривает выделение преимущественно четырех степеней нарушений:

1-я степень — незначительно выраженные нарушения функций;

2-я степень — умеренно выраженные нарушения функций;

3-я степень — выраженные нарушения функций;

4-я степень — значительно выраженные нарушения функций.

22. Критерии ограничений жизнедеятельности по степени тяжести:

2.2.1. Ограничение самообслуживания:

1-я степень. Самообслуживание затруднено и возможно лишь при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении объема.

2-я степень. Самообслуживание возможно частично с помощью вспомогательных средств.

3-я степень. Самообслуживание возможно только с помощью вспомогательных средств и (или) при частичном содействии других лиц.

4-я степень. Неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц.

2.2.2. Ограничение передвижения:

1-я степень. Трудности в самостоятельном передвижении, требующие более длительной затраты времени, дробности выполнения и сокращения расстояния.

2-я степень. Передвижение возможно с помощью вспомогательных средств.

3-я степень. Передвижение возможно при использовании вспомогательных средств и частичной помощи других лиц.

4-я степень. Неспособность к передвижению и полная зависимость от других лиц.

2.2.3. Ограничение обучения:

1-я степень. Трудности в обучении в учебных заведениях общего типа, связанные с необходимостью соблюдения режима учебного процесса и выполнением учебных программ.

2-я степень. Возможность обучения в учебных заведениях общего типа только при помощи вспомогательных средств или других лиц.

3-я степень. Возможность обучения только в специальных учебных заведениях или по специальным программам.

4-я степень. Неспособность к обучению.

2.2.4. Ограничение способности к труду:

1-я степень. Трудности в выполнении трудовой деятельности, обусловливающие снижение квалификации или уменьшение объема производственной деятельности, невозможность выполнить работу в своей профессии.

2-я степень. Трудовая деятельность возможна в общих условиях производства только при помощи вспомогательных средств, специально оборудованного рабочего места и (или) других лиц.

3-я степень. Трудовая деятельность возможна только в специально созданных условиях.

4-я степень. Неспособность к трудовой деятельности.

2.2.5. Ограничение ориентации:

1-я степень. Эпизодические трудности в самостоятельной ориентации.

2-я степень. Ориентация возможна только с помощью вспомогательных средств.

3-я степень. Ориентация возможна только при содействии других лиц.

4-я степень. Полное отсутствие ориентации (дезориентация).

2.2.6. Ограничение способности к общению.

1-я степень. Трудности в общении, обусловливающие снижение скорости, уменьшение объема усвоения, получения и передачи информации.

2-я степень. Общение возможно только с помощью вспомогательных средств.

3-я степень. Общение возможно только при содействии других лиц.

4-я степень. Неспособность к общению.

2.2.7. Ограничение контроля за своим поведением:

1-я степень. Снижение контроля за своим поведением.

2-я степень. Отсутствие контроля за своим поведением.

23. Критерии определения групп инвалидности.

2.3.1. Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

— способности к самообслуживанию четвертой, третьей степеней;

— способности к передвижению четвертой, третьей степеней;

— способности к ориентации четвертой, третьей степеней;

— способности к общению четвертой, третьей степеней;

— способности контроля за своим поведением второй степени.

2.3.2. Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

— способности к самообслуживанию третьей, второй степеней;

— способности к передвижению третьей, второй степеней;

— способности к трудовой деятельности четвертой, третьей степеней;

— способности к обучению четвертой, третьей степеней;

— способности к ориентации третьей, второй степеней;

— способности к общению второй, третьей степеней;

— способности контроля за своим поведением первой степени.

Ограничение способности к обучению третьей и четвертой степеней могут

быть основанием для установления второй группы инвалидности при их сочетаниях с ограничением других, одного или нескольких вышеперечисленных категорий жизнедеятельности, за исключением учащихся, у которых ограничение только способности к обучению третьей, четвертой степеней может обусловить необходимость установления второй группы инвалидности.

2.3.3. Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к нерезко или умеренно выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию:

— способности к самообслуживанию второй, первой степеней;

— способности к передвижению второй, первой степеней;

— способности к обучению второй, первой степеней;

— способности к трудовой деятельности второй, первой степеней;

— способности к ориентации второй, первой степеней;

— способности к общению второй, первой степеней.

Ограничение способности к общению первой степени и способности к обучению первой степени могут быть основанием для установления третьей группы инвалидности преимущественно при их сочетании с ограничением других, одного или нескольких вышеперечисленных категорий жизнедеятельности.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: