Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезные советы




07.06.2021


03.06.2021


02.06.2021


31.05.2021


30.05.2021





Яндекс.Метрика





Капелла Барончелли (Санта-Кроче)

30.03.2021

Капелла Барончелли (итал. Cappella Baroncelli) — капелла в церкви Санта-Кроче (Святого Креста) во Флоренции. Располагается в конце правого (южного) рукава трансепта. Содержит фрески Таддео Гадди, полиптих работы Джотто (или его учеников) и другие произведения живописи и скульптуры.

Левая стена

Левая (восточная) стена капеллы расписана фресками Таддео Гадди (1328-1338) со сценами из жития Марии (общий вид):

  • Изгнание Иоакима из храма (фото); Сон Иоакима (фото)
  • Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот; Рождество Марии
  • Введение Марии в храм; Бракосочетание Марии и Иосифа

Правая стена

Правую стену занимает фреска Себастьяно Майнарди (1490) "Мадонна с поясом" (общий вид, фрагм. 1, фрагм. 2).

Полиптих Барончелли

Алтарный полиптих, так называемый полиптих Барончелли (ок. 1328-1334) (общий вид, центральная панель), судя по надписи OPUS MAGISTRI JOCTI (над пределлой) и свидетельствам Гиберти и Вазари - работа Джотто. Однако, на основе стилистического анализа исследователи выявляют в некоторых частях полиптиха работу учеников Джотто, в том числе Таддео Гадди. Некоторыми исследователями непосредственное участие самого Джотто вообще подвергается сомнению и работа целиком приписывается Таддео Гадди.

Стилистически относится к кругу поздних работ Джотто и его учеников, в которых наблюдается нарастание готических тенденций, проявляющееся в более утонченных очертаниях фигур и усилении общей декоративности. Тем не менее, коленопреклоненные ангелы в нижней части центральной панели стилистически близки подобным в Мадонне Оньисанти Джотто.

Центральная панель представляет коронование Марии. Боковые панели представляют хоры ангелов и святых, славящих Марию. В руках ангелов можно видеть музыкальные инструменты - виелы, органы-портативы, гитерн, псалтерий, трубы. Над музицирующими ангелами располагаются святые. Среди них идентифицируются на первой панели (слева направо) - Святая Клара и Святой Франциск; на второй - апостол Петр (с ключом), Моисей (со скрижалями Завета), Адам и Ева (в красном мафории); на четвертой - апостол Павел, Авраам и Иоанн Креститель; на пятой - святые Стефан и Лаврентий. Внизу, в пределле - маленькие изображения (слева направо) неидентифицированного святого епископа, Иоанна Крестителя, Христа, Святого Франциска и Святого Онуфрия.

Существующее резное обрамление полиптиха является более поздним, также как и красные изображения херувимов вверху между панелями. Предположительно они являются работой Себастьяно Майнарди. По-видимому, в связи с изготовлением этого нового обрамления щипцовое навершие центральной панели было отрезано. В 1957 Федерико Дзери предположил, что навершие с изображением Бога-отца и ангелов, храняшееся в Художественном музее Сан-Диего (США), является этим отрезанным навершием полиптиха Барончелли, что впоследствии было подтверждено техническим анализом.

Витражи

Витражи левого окна созданы Таддео Гадди. Вверху изображен герб Барончелли, ниже - стигматизация Святого Франциска (фото), еще ниже - изображения пророков и святых.

Усыпальница Барончелли

В стене справа от входа в капеллу находится усыпальница семейства Барончелли работы Джованни ди Бальдуччо(ок. 1328-1330).

Статуи архангела Гавриила и Марии

Джованни ди Бальдуччо является также автором статуй архангела Гавриила (фото 1, фото 2) и Марии (фото 1, фото 2) по сторонам входа в капеллу.

Статуя Мадонны с младенцем

Статуя Мадонны с младенцем в капелле - Винченцо Данти (1568) (фото 1, фото 2).