Пётр Ефимович Вескляров (укр. Петро Юхимович Вескляров; имя при рождении Пинхас Хаймович Вескляр ; 28 мая [10 июня] 1911, Тальное, Киевская губерния — 5 января 1994, Киев) — советский и украинский актёр театра и кино, телеведущий, заслуженный артист Украинской ССР (1973). Наибольшую популярность получил под своим телевизионным псевдонимом Дед Панас (укр. Дід Панас).
Биография
Пинхас Вескляр родился в 1911 году в местечке Тальное Киевской губернии (ныне Черкасская область) в семье еврейского портного Хаима Вескляра. Кроме него в семье было ещё двое братьев — старший погиб во время Гражданской войны, а младший в 1942 году под Сталинградом. Родители погибли во время Холокоста. С раннего детства играл в местном драмкружке.
В 1932—1940 годах — актёр Черкасского рабоче-крестьянского театра, начальник клуба и художественный руководитель в городе Гребёнка.
В годы Великой Отечественной войны оказался в плену, где и сменил имя и фамилию, став из Вескляра Вескляровым, бежал из лагеря в оккупированный Киев. Устроился на работу на железную дорогу. Там же организовал драматический кружок и вплоть до освобождения города в 1943 году ставил представления. После освобождения был вынужден покинуть Киев и устроился в Луцке артистом Волынского украинского музыкального театра им. Т. Шевченко, где работал в период 1946—1959 годов. Там же, в Луцке, познакомился с будущей женой Галиной, которая работала секретарём театра, здесь родился его сын Богдан, который также стал актёром. Воспитывал дочь своего брата Аллу.
В 1959—1982 годах работал на Киевской киностудии художественных фильмов имени Александра Довженко.
Скончался Пётр Вескляров 5 января 1994 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
«Дед Панас»
Наибольшую известность Петру Весклярову принесла роль персонажа Деда Панаса, в которой он в течение более двадцати лет — в 1962—1986 годах — читал вечерние сказки вначале на украинском радио, а затем и на телевидении в программе «Спокойной ночи, дети» (укр. «На добраніч, діти»), выходившей ранее под названием «Вечерняя сказка с Дедом Панасом». До Весклярова сказки в роли Деда Панаса читал на радио другой актёр, который вначале стал нуждаться в партнёре из-за своего возраста, а затем был окончательно заменён Вескляровым.
Дед Панас рассказывал сказки, которые по ходу нередко иллюстрировал. Сценарии писал сам, сказки рассказывал наизусть. Его традиционное обращение «Добрий вечір вам, малятка, любі хлопчики й дівчатка!» запомнилось нескольким поколениям маленьких зрителей.
Актёр выступал в украинской вышиванке, из-за чего постоянно навлекал на себя обвинения в национализме, но попытки снять его с эфира в 1970-е годы оканчивались ничем.
Детские письма адресовались именно ему: «Индекс: 252001 Куда: Киев, 1, Крещатик 26, телевидение; Кому: Дедушке Панасу». Письма на телестудию приходили центнерами, потому как Пётр Ефимович не играл для детей, а по-настоящему жил в кадре, а в утверждённый сценарий телепередачи всегда добавлял от себя что-нибудь интересное, — вспоминает заслуженный журналист Украины Владимир Яковлевич Заманский, работавший вместе с Петром Ефимовичем на протяжении десяти лет, в качестве редактора телепередачи «Спокойной ночи, дети»:
Мы познакомились в апреле 1970-го, когда я пришёл в детскую редакцию заместителем главного редактора. Работали вместе 10 лет. Я писал для Весклярова сценарии. … На снимке он в парике. Хотя волосы у него были точь-в-точь такие же. Почему-то он считал, что в парике красивее. Тогда телевидение было бедным. У Весклярова не было костюмеров, гримёров. Передачу вёл в вышиванке (вышитая рубашка), которую принёс из дома.
— Владимир Заманский в интервью «Газета.ua»
Колоссальная популярность среди детской аудитории имела и обратную сторону — Дед Панас закрыл актёру Петру Весклярову путь в кинематограф, ведь в какой бы роли ни появлялся на экране Пётр Ефимович, публика в любом образе упорно воспринимала его как Деда Панаса.
А братья Капрановы переняли приветствие Деда Панаса в качестве семейной традиции. В конце 1990-х годов, поняв секрет успеха Деда Панаса, братья выпустили сборник «Сказки Деда Панаса» на пяти VHS-кассетах.
Про Деда Панаса ходит немало историй. Но Владимир Заманский убеждён, что все они — выдумка. По мнению братьев Капрановых: «Если через столько лет о человеке помнят и даже рассказывают разные небылицы — это настоящий национальный герой».
Инцидент
Широкое распространение получила история об инциденте, будто бы произошедшем в годы работы Весклярова в передаче «Спокойной ночи, дети». Согласно этой истории, дед Панас закончил передачу фразой нецензурного содержания, после чего перестал появляться в эфире (по различным версиям — то ли на долгое время, то ли на несколько дней). Некоторые источники отрицают возможность этого инцидента, ссылаясь на сослуживцев Весклярова, которые говорят, что Пётр Ефимович никогда не пил перед эфиром и не употреблял бранных слов. Другие подтверждают, что слышали эту фразу. Вспоминает тележурналист Денис Лавриенко, тогда ещё ребёнок:
…Я, честно говоря, даже не понял вообще, что он сказал. То есть для меня закончилась программа — и всё. Зато на следующий день уже всё взрослое население Киева гудело об этом. Когда я стал работать на телевидении, у меня вдруг такая появилась мысль, ради собственного интереса я решил найти эту видеозапись, но, к сожалению, в архивах «УТ-1» не осталось этого последнего эфира.
— Денис Лавриенко в эфире телеканала СТБ
Денис Лавриенко разыскал в архивах единственную известную на сегодня запись «Вечерней сказки» за 1984 год.
Фраза «Отака хуйня, малята», которую молва приписывает деду Панасу, вошла в Большой словарь мата (составители Плуцер-Сарно, Дуличенко и Руднев) и встречается в произведениях Юрия Покальчука и Ирены Карпы. Среди прочих об инциденте пишет в своей книге вокалист украинской поп-группы ТНМК Александр Сидоренко (известный как «Фоззи»). Он поведал об одном из своих одноклассников, который хвастался, что записал на видеомагнитофон передачу с этой фразой, однако сам Сидоренко отмечает, что это один из самых загадочных советских телевизионных мифов: «Свидетелей — масса, но записей — нет».
Незадолго до Деда Панаса с экранов исчезла и другая культовая фигура детских телепередач — кукла Катруся и её «напарница» по эфиру Екатерина Лозовенко.
Театральные роли
- «Украденное счастье» И. Франко — Мыкола Задорожный
- «Каменный властелин» Л. Украинки — Командор
- «Ревизор» Н. Гоголя — Городничий
- «Овод» Э. Войнич — Монтанелли
Фильмография
- 1959 — Олекса Довбуш — дед Петрия
- 1959 — Иванна — Панас Голуб
- 1960 — Кровь людская — не водица
- 1960 — Прощайте, голуби — Илья Захарович
- 1960 — Рождённые жить — Остап
- 1960 — Роман и Франческа — Чино Алигьери
- 1961 — Здравствуй, Гнат! — Иван Лапшин
- 1961 — Лесная песня — дядька Лев
- 1961 — Артист из Кохановки — сотрудник цирка (нет в титрах)
- 1961 — Дмитро Горицвит — Фесюк
- 1962 — В мёртвой петле
- 1962 — Сейм выходит из берегов — Чубарь
- 1963 — Люди не всё знают — Фесюк
- 1964 — Сумка, полная сердец — муж Мотри
- 1965 — Гадюка — Рыжков
- 1965 — Хочу верить — Кузьма Егорович Левченко
- 1967 — Цыган — Будулай-старший
- 1967 — Вий — Ректор / Дорош
- 1968 — Большие хлопоты из-за маленького мальчика — машинист
- 1969 — Падающий иней — Костас
- 1969 — Сердце Бонивура — Андрей Иванович, часовщик
- 1970 — Севастополь — Кудря
- 1970 — Два дня чудес — пожилой доктор
- 1971 — Дерзость — стрелочник
- 1973 — До последней минуты — крестьянин
- 1973 — Старая крепость — садовник Корыбко
- 1975 — Юркины рассветы — дядя Вася
- 1977 — Ералашный рейс
- 1979 — Забудьте слово «смерть» — селянин
- 1980 — Школа — дед