Кобра — фигура высшего пилотажа, которая демонстрирует управление тангажом в динамике полёта, стабильность на больших углах атаки и возможности сверхманёвренности реактивного самолёта.
История
По заявлению Игоря Петровича Волка,, подтверждаемому словами Главкома ВВС РФ в 1992-1998 годах П.С. Дейнекина, ему удалось выполнить первое исполнение фигуры, названной затем «коброй», случайно, когда его Су-27 из-за ошибки испытателя был выведен за критический угол атаки и система ЭДСУ перестала функционировать. Пытаясь спасти машину, Волк отключил автоматику управления рулями и к удивлению обнаружил, что Су-27 не сваливается в штопор и возвращается к горизонтальному полету. Тем не менее, первым, кому удалось публично доказать способность выполнения данной фигуры пилотажа, был лётчик-испытатель ОКБ Сухого Виктор Георгиевич Пугачёв на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 году. Поэтому фигура получила название «кобра Пугачёва»
По данным австрийского исследователя Тома Купера, подобная фигура впервые была случайно выполнена пилотом ВВС Сирии на истребителе МиГ-21 в 1967 году, и использовалась арабскими лётчиками в воздушных боях во время арабо-израильской войны 1973 года.
Техника и практическое применение
При выполнении «кобры» самолёт резко задирает нос, вплоть до запрокидывания назад, но при этом сохраняет прежнее направление полёта. Таким образом, самолёт выходит на углы атаки больше 90 градусов: для Су-27 — 110°, для Су-37 — до 180° (то есть Су-37 может летать хвостом вперёд). Затем самолёт возвращается в нормальный режим полёта практически без потери высоты.
Технически манёвр выполняется путём отключения продольной устойчивости (альфа-канал электродистанционной системы управления — ЭДСУ) и взятием ручки на себя.
Практическая значимость этой фигуры в бою заключается в возможности экстренного сброса скорости (аэродинамическое торможение — второе название «кобры»), что позволяет «стряхнуть с хвоста» истребитель противника в ближнем бою и «обмануть» РЛС с селекцией движущихся целей.
П.С. Дейнекин оценивает боевую значимость Кобры Пугачёва не столь существенной по сравнению с её агитационной значимостью для авиационной промышленности СССР и престижа ВВС СССР.
Самолёты, способные выполнять «кобру»
По состоянию на 2019 год, «кобру» могут выполнять и другие самолёты:
- Су-27
- Су-30
- Су-33
- Су-27М
- Су-35
- Су-37 (с углами атаки до 150-180°)
- Су-47
- Су-57 (впервые продемонстрирована на авиасалоне МАКС-2013)
- МиГ-29ОВТ
- МиГ-35
- F/A-18E/F Super Hornet
- F-22
- F-35
- F-15 STOL/MTD
- F-16 VISTA
- Saab 35 Draken