Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезные советы




15.07.2022


19.02.2022


19.02.2022


18.02.2022


16.02.2022


14.02.2022





Яндекс.Метрика





Морская охрана Государственной пограничной службы Украины

21.09.2021

Морская охрана Государственной пограничной службы Украины (укр. Морська охорона Державної прикордонної служби України) — структурное подразделение Государственной пограничной службы Украины, которое обеспечивает охрану морских участков государственной границы Украины, территориальных вод и исключительной экономической зоны Украины.

История

Создание морской охраны началось после провозглашения независимости Украины, одновременно с созданием пограничной службы Украины.

В 1990-е годы пограничной службе Украины был передан дивизион из 8 бронекатеров проекта 1204 «Шмель» с дислокацией в Измаильском районе, которые отошли Украине после распада СССР.

В 1995 году малый противолодочный корабль проекта 1124П «Днепр» был выведен из состава кораблей пограничной охраны и включён в состав ВМС Украины под названием «Винница».

С 1999 года корабли и катера морской охраны получили нумерацию с префиксом BG.

В 2001 году началась реформа украинской пограничной службы, в результате которой 31 июля 2003 года пограничные войска Украины были преобразованы в Государственную пограничную службу Украины.

В июле 2005 года начальник пресс-службы Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины Сергей Поддубный сообщил, что тендер на поставки катеров для морской охраны пограничной службы выиграла киевская компания «UMS», которая собирает суда по американской лицензии и в дальнейшем на вооружение должны поступить американские катера «Galion 280» и «Gala 640».

В течение 2005—2006 годов были закуплены 52 катера для охраны речных участков границы (типа «Galeon−280», «UMS-600», «Galia-640» и «Heavy Duty 460»).

В декабре 2008 года были сняты с вооружения и выставлены на продажу 3 корабля, 9 катеров и две секции причала-понтона морской охраны ГПСУ

  • два корабля морской охраны проекта 133 «Антарес» (заводские номера 906 и 912)
  • сторожевой корабль «Канів» проекта 1204
  • сторожевой катер проекта 1400М «Гриф» (заводской номер 855)
  • катер морской охраны проекта 363 (заводской номер 1030)
  • малый катер «Чібіс» проекта 14101 (заводской номер 7207)
  • два малых катера «Аист» проекта 1398Б (заводские номера 8903 и 9104)
  • три малых катера проекта 371У (заводские номера 1255, 1256 и 1257)
  • плавучий причал-понтон ПРП-52М-С (две секции)
  • корпус недостроенного судна проекта 50150 «Налим»

В 2009 году в Измаильской отряде морской охраны числилось 4 бронекатера проекта 1204 «Шмель»: BG-81 «Лубни», BG-82 «Канив», BG-83 «Нижин» и BG-84 «Измаил».

В 2010 году морской охране передали 4 катера типа UMS, 4 малых скоростных надувных катера типа «Eagle» и 2 катера на воздушной подушке, ещё 52 корабля и катера морской охраны были отремонтированы с продлением ресурса (наиболее значимым был ремонт корабля «Николаев» стоимостью 4,5 млн гривен), а корабли «Донбасс» и «Буковина» были модернизированы (на них установили новые радиолокационные станции, приборы GPS и эхолоты). В результате, к началу 2011 года численность морской охраны ГПСУ увеличилась до 12 кораблей и 64 катеров.

В апреле 2010 года Керченским отрядом морской охраны ГПСУ была задержана турецкая рыболовная шхуна «Баба Хасан», занимавшаяся незаконным ловом рыбы. Шхуна была конфискована, переоборудована и отремонтирована, после чего включена в состав морской охраны ГПСУ под названием «Оникс».

11 марта 2011 года пограничной службе были переданы три катера UMS-600, которые были закуплены по программе международной технической помощи «Противодействие распространению оружия массового уничтожения через украинско-белорусскую (Чернобыльская зона отчуждения) и украинско-российскую границу» и поступили на вооружение Мариупольского отряда морской охраны.

В августе 2011 года в Измаиле завершили двухмесячный курс обучения первые 17 бойцов подразделения специального назначения морской охраны ГПСУ.

В сентябре 2012 года были сняты с вооружения и выставлены на продажу 2 корабля и 10 катеров морской охраны ГПСУ

  • корабль управления BG-80 «Дунай» (бывший буксир N-14 Grafinau, построенный в 1940—1941 в Третьем рейхе и в 1944 году перешедший к СССР, он был частично законсервирован и поставлен на стоянку в Измаиле)
  • судно обеспечения БНС-11250
  • сторожевой корабль «Ніжин» проекта 1204
  • три катера проекта 1400М «Гриф» (заводские номера 867, 877, 909)
  • катер морской охраны проекта 376У (заводской номер 1522)
  • катер морской охраны «КаМО РКЗ-461» проекта 363 (заводской номер 345)
  • малый катер «Аист» проекта 1398Б (заводской номер 8908)
  • два малых катера проекта 371У (заводские номера 1525 и 1637)
  • малый катер проекта 343МЕ «Волга» (заводской номер 1448)

В 2012 году на вооружение морской охраны поступили один большой патрульный катер проекта «Орлан» и четыре малых патрульных катера типа UMS-1000

  • 10 октября 2012 года были получены два катера типа UMS-1000 (BG-16 и BG-17)
  • 11 декабря 2012 года был получен большой патрульный катер BG-200 «Балаклава» проекта «Орлан».

В январе 2013 года был сформирован дивизион речных кораблей на Западной военно-морской базе.

По состоянию на начало 2013 года, силы морской охраны насчитывали 16 кораблей и 52 катера.

В конце 2013 года в состав морской охраны входили.

  • два корабля проекта 1241.2 «Молния» («Григорий Куропятников» и «Григорий Гнатенко»)
  • пять кораблей морской охраны проекта 205П («Подолье», «Павел Державин», «Миколаїв», «Буковина», «Донбас»)
  • 18 катеров морской охраны проекта 1400М «Гриф»;
  • 1 катер морской охраны проекта «Орлан»;
  • 17 малых катеров морской охраны проекта «Калкан»;
  • 6 малых катеров морской охраны типа UMS-1000;
  • 62 различных малых катера

2 марта 2014 года 12 единиц корабельно-катерного состава Севастопольского и Ялтинского отрядов морской охраны были переведены из Крыма в Одессу и включены в Одесский отряд морской охраны ГПСУ.

После проведения референдума о статусе Крыма 16 марта 2014 года, верховный главнокомандующий Крыма С. В. Аксенов приказал военнослужащим воинских частей вооруженных сил Украины на территории полуострова, не желающим служить в армии Крыма, подать рапорта о расторжении контрактов. Остальным было предложено поступить на службу вооруженных сил самопровозглашённой Республики Крым. Вслед за этим, 18 марта 2014 года государственная пограничная служба Украины начала вывод морской охраны из Крыма

  • 11 кораблей Керченского отряда морской охраны перебазировались в Мариуполь в дополнение к уже находящимся там 7 кораблям.
  • часть личного состава украинской пограничной службы, проходившего службу в Крыму, приняла решение продолжить службу в пограничной охране Российской Федерации
  • 21 октября 2014 Совет министров Республики Крым передал ведомствам региона несколько кораблей и катеров, до марта 2014 года входивших в состав украинской морской охраны и национализированных 30 апреля 2014 года (в том числе, пограничное сторожевое судно BG31 «Буковина» проекта 205П, а также катера BG 09, BG 11, BG 504 и BG 820)

31 августа 2014 года тактическая группа из двух сторожевых катеров морской охраны государственной пограничной службы Украины (катер BG 119 проекта 1400М «Гриф» и малый катер типа «Калкан») на Азовском море была обстреляна с берега неизвестными в районе села Безыменное, в результате катер BG 119 получил повреждения и затонул, из 9 членов экипажа 2 пропали без вести и 7 получили ранения.

6 октября 2014 на вооружение Одесского отряда морской охраны ГПСУ передали ещё один катер UMS-1000.

7 июля 2015 при выходе из корабельно-катерной стоянки в бухте Мариуполя подорвался на мине и затонул малый катер морской охраны типа UMS-1000. Из находившихся на борту семи человек погибли 2 человека (капитан и находившийся на борту житель Мариуполя), 5 пограничников получили ранения. В дальнейшем, повреждённый катер был поднят, отремонтирован и возвращён в строй 26 мая 2017 года (расходы на ремонт составили 2,5 млн гривен).

9 октября 2015 Государственная Азовская морская экологическая инспекция передала катер «Калкан» отряду морской охраны ГПСУ, который базируется в Мариуполе. Он стал шестым катером этого типа, поступившим на вооружение ГПСУ.

23 декабря 2015 года Килийский судостроительно-судоремонтный завод завершил ремонт для морской охраны ГПСУ корабля «Аметист» (бывшей браконьерской рыболовной шхуны, которую в 2001 году конфисковали пограничники).

В 2019 году был подписан контракт на поставку 20 катеров типа OCEA FPB 98.

Организационная структура

В состав Морской охраны Государственной пограничной службы Украины входят:

  • орган управления
  • три отряда Морской охраны (дислоцированные в Одессе, Измаиле и Мариуполе)
  • дивизион катеров Морской охраны в Килие
  • дивизион катеров Морской охраны специального назначения в Одессе
  • группа катеров Морской охраны «Днепр» (Киев)

Боевой состав

+
  • 17 катеров морской охраны проекта 1400М «Гриф»;
  • 14 малых катеров морской охраны проекта «Калкан»;
  • 10 малых катеров морской охраны типа UMS-1000 по состоянию на октябрь 2014 года;
  • некоторое количество малых катеров

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: