Апракос (др.-греч. ἄπρακτος — не-делающий, не-дельный, праздничный) — разновидность Евангелия или Апостола, иначе именуемая «Недельным Евангелием (Апостолом)» или «Богослужебным Евангелием (Апостолом)», в которой текст организован не в каноническом порядке, установленном на Лаодикийском соборе, а календарно, согласно с недельными церковными чтениями, начиная с Пасхальной недели. Апракосами являются многие древнейшие славянские евангельские рукописи: Саввина книга, Остромирово евангелие, Архангельское евангелие и другие.
В современной практике ни Русской православной церкви, ни старообрядческих церквей апракосы не употребляются. Как в богослужебном Евангелии, так и в Апостоле тексты следуют в каноническом порядке.
В новейшей литературе иногда противопоставляются православные и католические варианты подобных книг; при этом название «евангелие-апракос» сохраняется за текстами православной традиции, а католические книги именуют евангелиариями или евангелистариями (для евангельских текстов) и лекционариями (для сборников всех библейских чтений).
Порядок чтений
В целом порядок чтений в евангелиях-апракосах соответствует порядку чтений греческой православной церкви (см. ссылку), за редкими исключениями.
Примерно порядок чтений можно изложить следующим образом:
- от Пасхи до Пятидесятницы преимущественно Евангелие от Иоанна;
- от пентекостиан до нового лета (которое праздновалось в сентябре) преимущественно Евангелие от Матфея;
- от нового лета до великого поста преимущественно Евангелие от Луки;
- в Великий пост — различные евангелисты;
- в конце апракоса идут чтения на «фиксированные» праздники, то есть не связанные с датой Пасхи.
От Пасхи до Пятидесятницы
В таблице принято, что воскресенье — последний, 7-й день недели, но в апракосах воскресенье (ст.‑слав. Нєдѣлꙗ) — первый день недели. Поэтому, например, если в таблице стоит «воскресенье, неделя № 3» то в реальной рукописи скорее всего это будет ст.‑слав. Нєдѣлꙗ д҃, то есть воскресенье отнесено к 4- неделе.
От Пятидесятницы до нового лета
От нового лета до Великого поста
В Великий пост
На непереходящие праздники
Чтения на непереходящие (неподвижные) праздники (то есть которые выпадают на одни и те же числа календаря), называются также «месяцеслов» и значительно различаются в разных рукописях евангелий-апракосов. Единственное, что имеется общего — это то, что месяцеслов в рукописях апракосов всегда следует после недельных чтений и им завершается рукопись.