Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезные советы



















Яндекс.Метрика





Шарья

Шарья — город (с 1938) в России, административный центр городского округа город Шарья и Шарьинского района на северо-востоке Костромской области.

Население — 23 222 чел. (2021). Второй по численности населения город в области после Костромы.

Население городского округа г. Шарья — 35 831 чел. (2017).

Этимология

Возник как посёлок при станции Шарья (открыта в 1906 году). Название от гидронима Шарья, от основы -шар, представленной в ряде финно-угорских языков: коми «пролив», манси — «протока» и др., что, по мнению Е. М. Поспелова, даёт основание говорить о существовании пермско-угорской основы шар, шор, шур — «река». С 1938 года — город Шарья.

География

Город расположен в 3 километрах от реки Ветлуги (приток Волги), в 328 км от Костромы. Станция Шарья — крупный железнодорожный узел Транссибирской магистрали.

Примыкают посёлки: Ветлужский, Ленинский, Октябрьский, Новый. В состав Шарьи входят также бывшие деревни Алешунино, Корегино, Козлово.

Шарья равноудалена (~300 км) от областных центров Кострома (на запад), Нижний Новгород (на юг) и Киров (на восток). Примерно на том же расстоянии в северном направлении находится город Великий Устюг.

История

Строительство железной дороги Вятка — Вологда осуществлялось строительным управлением на средства государственной казны. Дорогу и паровозное депо Шарья начали строить в 1903 году, а в июне 1906 года участок дороги был пущен в эксплуатацию.

В начале 1907 года были закончены работы по строительству паровозного депо. В этом же году закончилось строительство вокзала, водокачки, 21-й железнодорожной школы, больницы с поликлиникой и жилых домов по улице Вокзальной.

Дорогу к станции подводили с востока. В Котельнич водным путём из Сормова были доставлены в разобранном виде первые паровозы серии Ов и Од. От реки Вятки до города Котельнича была построена временная железнодорожная ветка. Эти паровозы и подвижной состав использовались в строительстве дороги на Свечу и Шарью. Одновременно строились вокзалы, жилые дома, водокачки и водонапорные башни на станциях.

Строительство дороги требовало больших средств, так как верста железнодорожной линии стоила в среднем 50 тыс. рублей золотом, чем царское правительство в то время не располагало, и поэтому были вынуждены сдавать постройку железной дороги отдельными участками частным подрядчикам. Так на участке Варакинский — Шарья-Соколовский (до 1960 года назывался ст. Забегалиха) все строительство зданий и служебных помещений было сдано подрядчику Барголову, а строительство пути со всеми земляными работами — подрядчику Миронову. Подрядчики заключали с рабочими кабальные договоры. Рабочий день на строительстве был продолжительностью 12 часов. Взрослый рабочий за день работы получал 60 копеек, а молодые рабочие и подростки — по 30 копеек.

Строительство железнодорожного моста через реку Ветлугу вели отечественные специалисты и рабочие, которые имели уже большой опыт в строительстве мостов на других железных дорогах России. В июне 1906 года строительство моста закончилось.

24 ноября 1906 года состоялось официальное открытие движения поездов, и новая железная дорога стала называться Северной, а станция, расположенная на 701 км от Москвы, — Шарьёй по имени реки, протекающей в двухстах метрах от вокзала. В русском языке название реки преобразовалось в Шарьинка. В настоящее время река заболочена.

Постепенно станция отстраивалась и в 1917 году превратилась в крупный посёлок с паровозным и вагонным депо.

В 1938 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 ноября рабочий посёлок Шарья был преобразован в город с населением около 12 тысяч человек.

С образованием в 1944 года Костромской области Шарья вошла в её состав и была отнесена к категории городов областного подчинения.

В годы Великой Отечественной войны многие жители города ушли на фронт, многие из них погибли в боях за Родину. Герои Советского Союза: Д. Корязин, повторивший подвиг Гастелло; В. Таначев, А. Котегов, И. Бобарыкин, В. Душеин; — полные кавалеры ордена Славы: С. Громов, А. Краснухин. В год 60-летия Великой Победы в городе был открыт Мемориальный комплекс, где в бронзе и граните увековечены имена погибших земляков. Через станцию Шарья во время блокады Ленинграда проходили эшелоны с теплушками из блокадного Ленинграда, которые останавливались в Шарье. Умерших от истощения ленинградцев снимали с поезда и хоронили на городском кладбище Шарьи. Впоследствии на кладбище в Козлове был открыт памятник погибшим от блокады жителям Ленинграда.

В 50-70-е годы прошлого века город активно развивался. ПДО «Шарьядрев» из лесокомбината превратился в крупнейшее градообразующее предприятие Костромской области. Появилось швейное, мебельное производство, увеличилось количество предприятий пищевой промышленности. В городе быстрыми темпами шло строительство, вырастали новые микрорайоны, больницы, школы, училища.

Климат

Климат умеренно континентальный, с недолгим летом и холодной зимой.

Население

На 1 января 2021 года по численности населения город находился на 599-м месте из 1116 городов Российской Федерации.

Экономика

Градообразующее предприятие — ПДО «Шарьядрев» (примерно до 1996 года, затем филиал иностранного холдинга «Кроностар», примерно с 2002 года).

Многие другие предприятия города также обанкрочены и ликвидированы: локомотивное и вагонное депо (до 2015 года, ныне ликвидировано), ООО «Лесопромышленный комплекс» (ликвидирован в 2018 году), леспромхозы (ликвидированы в 2000 годы), мебельное производство, предприятие по изготовлению минеральной воды (тоже ликвидировалось).

Теплом и электроэнергией город обеспечивает Шарьинская ТЭЦ.

Население уезжает на заработки в другие регионы, или полностью меняют место жительства, переезжая ближе к Москве.

Объём отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам за 2010 год — 9,74 млрд рублей.

В 2001 году в город пришла сотовая связь, развивается только торговля.

Транспорт

Шарья имеет выгодное транспортно-географическое положение. Она расположена на перекрёстке федеральных автомобильных трасс с севера на юг и с запада на восток. Из-за обилия автомобильных перевозок на пересечении автодорог Р243 и Р157 была построена объездная дорога с транспортной развязкой типа «клевер». Через Шарью проходит Транссибирская магистраль железная дорога, соединяющая Москву и Владивосток.

Предприятия железнодорожного узла
  • Оборотное депо Шарья (ТД-62)
  • Ремонтное депо Шарья (ТЧР-33)
  • Вагонное депо Шарья (ЛВЧД-6)
  • Пункт технического осмотра вагонов (ВЧДЭ-5)
  • Дистанция электроснабжения (ЭЧ-9)
  • Дистанция сигнализации и связи (ШЧ-5)
  • Дистанция пути (ПЧ-12)
  • Восстановительный поезд (ВП-3061)
  • Пожарный поезд
  • Дистанция гражданских сооружений (НГЧ-3)

Узкоколейная железная дорога Шарьинского музея леса динамическая экспозиция Шарьинского музея леса.

Аэропорт Шарьи принимает только малые самолёты. Летом из Костромы летают самолёты Ан-2 в Шарью и Вохму.

Культура

В городе 4 средних специальных учебных заведения, работают филиалы КГУ им. Н. А. Некрасова, Современного гуманитарного университета, Международного юридического института при Министерстве Юстиции РФ и Московского института экономики, менеджмента и права.

В Шарье с 1991 года открыто 4 православных храма. До 1991 года здание Никольского храма (в центре города) использовалось для краеведческого музея. 25 июня 1991 года здание Никольского храма было возвращено церковной общине. В январе 1998 года Никольский храм сгорел, через несколько лет был заново отстроен. Возрождённый деревянный храм Святителя Николая стал центром Шарьинского благочиния. При Алексеевском храме действует военно-патриотический клуб в честь Феодора Стратилата.

Среди учреждений культуры особое место занимает краеведческий музей. Его экспозиции рассказывают о тех или иных периодах в жизни города. Имена местных художников: С. Ф. Богородского, А. М. Кучумова, В. М. Фёдорова, А. Б. Разумова — известны за пределами области.

Город является активным членом межрегиональной ассоциации городов Поветлужья.

СМИ

В Шарье имеются следующие СМИ:

Телеканал «Суббота!» и Телеканал «ОТРК Русь»

  • 67,10 УКВ — «Радио России» / «ГТРК Кострома» (Молчит)
  • 69,08 УКВ — «Радио Маяк» (Молчит)
  • 87,5 МГц — «Маруся FM»
  • 100,7 МГц — «Comedy Radio» (ПЛАН)
  • 101,6 МГц — «Русское радио»
  • 102,2 МГц — «Авторадио»
  • 104,2 МГц — «Радио Рив ЭКС»
  • 104,7 МГц — «Пионер FM»
  • 105,2 МГц — «Радио России» / «ГТРК Кострома»
  • 106,6 МГц — «Дорожное радио»
  • 107,1 МГц — «Радио Рекорд»
  • 107,6 МГц — «Европа Плюс»

Газета «Ветлужский Край»

Газета «Город 44»

Газета «Избушка-Шарья»

Газета «Рив-Экспресс»

Журнал «Шарья — сердце города»

Спорт

За пределами области известны имена шарьинских чемпионов и победителей крупнейших соревнований, это Щепин Алексей Сергеевич, Коротаева Ирина Евгеньевна, Л. Колчанова, С. Лебедева, А. Жуйкова, Е. Вальваса, И. Умнякова, И.Якушева. Действует СДЮСШОР (специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва), которая имеет один из лучших в области легкоатлетический манеж. Традиционно в городе проходят областные и общероссийские соревнования по полиатлону, лёгкой атлетике, мотокроссу.

Известные люди

С городом связаны имена многих известных деятелей культуры и искусства.

О Ветлуге писали Мельников-Печерский и Немирович-Данченко, рассказ «Река играет» оставил писатель Короленко.

Здесь родились и творили М. Базанков, А. Беляев, О. Хомяков и Екатерина Сверчкова.

Регулярно при активном содействии администрации городского округа издаются новые книги о Шарье и её жителях, творчество местных поэтов и писателей. Венцом стала книга краеведа Н. В. Гольянова «Годы и люди», где в двух томах рассказано о судьбе Ветлужского края, шарьинцах в годы Великой Отечественной войны.

Города-побратимы

  • Грейт-Фолс, США

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: