Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезные советы




19.02.2022


19.02.2022


18.02.2022


16.02.2022


14.02.2022


12.02.2022





Яндекс.Метрика





Регуляторная гильотина

07.06.2022

«Регуляторная гильотина» — инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду в России. Данная государственная инициатива началась с отмены 30 002 нормативных актов 1 января 2021 года. Под отмену попали нормативные документы, начиная с первых декретов советской власти и до норм современного регулирования. В этот процесс вовлечён 21 орган власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование, 33 органа власти реализующих контрольно-надзорные функции. Для реализации реформы сформированы 43 отраслевые рабочие группы, к работе в которых помимо чиновников привлечены все заинтересованные стороны — представители предпринимательского, экспертного и научного сообществ.

Цели и задачи

Целью реализации регуляторной гильотины является тотальный пересмотр обязательных требований, в соответствии с которым нормативные акты и содержащиеся в них обязательные требования должны быть пересмотрены с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ.

Активное распространение «регуляторной гильотины», включая появление особого подхода к ее реализации, название которого даже стало зарегистрированной торговой маркой команды «Джейкобс и партнеры», происходило в конце 1990-х — начале 2000-х гг. Но этому предшествовали не только программы сокращения административных барьеров (red tape cutting, simplification), но и два десятилетия применения механизмов так называемого временного регулирования (нормотворчества с истекающим сроком действия) — норм «заходящего солнца» (sunset legislation) и положений о пересмотре регулирования (evaluation clauses).

Задача «гильотины» — создать в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.

В соответствии с поручением Президента, в рамках его послания Федеральному Собранию, Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить отмену с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанных с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах (подпункт «б» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации (№ Пр-294 от 26 февраля 2019 г.) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г.).

Реализация

Работа по реализации «регуляторной гильотины» проводится в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации «дорожной картой» с обязательным привлечением всех заинтересованных сторон — представителей предпринимательского, экспертного, научного сообществ.

В рамках исполнения пункта 2 Дорожной карты Минэкономразвития является ответственным за разработку проекта Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», который призван определить понятие обязательного требования, регламентировать процесс разработки и принятия таких требований, установить цели и основные принципы их закрепления в законодательстве, обеспечить закрепление на законодательном уровне механизма отмены с 1 января 2021 г. ранее действовавших обязательных требований.

В целях реализации реформы Подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти утверждены составы 41 рабочей группы по реализации механизма «регуляторная гильотина».

Деятельность рабочих групп будет направлен на участие в формировании новых структур регулирования, подготовке проектов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также других документов в соответствующих сферах общественных отношений.

По данным Аналитического центра при правительстве РФ, в результате реформы было отменено больше 11 тыс. нормативных актов; из них 8 тыс. актов приняты еще в советское время. Тем самым отменено порядка 143 тыс. обязательных требований (это составило треть от идентифицированного массива), однако какова экономическая величина соблюдения оставшихся норм, осталось не посчитанным.

Рабочие группы

Список приведён по состоянию на 18 января 2021 года.

  • Автомобильный транспорт
  • Азартные игры и лотереи
  • Безопасность донорской крови
  • Безопасность дорожного движения
  • Водный транспорт
  • Воздушный транспорт
  • Драгоценные металлы и камни
  • Железнодорожный транспорт
  • Животноводство и растениеводство
  • Здравоохранение
  • Земля и недвижимость
  • Интеллектуальная собственность
  • Коллекторская деятельность
  • Контрольно-кассовая техника
  • Культура
  • Лесное хозяйство
  • Метеорология
  • Миграция
  • Обеспечение единства измерений
  • Образование
  • Оружие, боеприпасы, пиротехнические изделия
  • Оценка соответствия
  • Пожарная безопасность, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
  • Полиграфическая продукция
  • Производство и оборот алкогольной продукции
  • Промышленная безопасность
  • Развитие конкуренции
  • Реклама
  • Рыболовство
  • Саморегулируемые организации аудиторов
  • Саморегулируемые организации сельскохозяйственных кооперативов
  • Санитарно-эпидемиологическое благополучие
  • Связь и информационные технологии
  • Социальное обслуживание
  • Средства массовой информации
  • Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
  • Торговля и защита прав потребителей
  • Транспортная безопасность
  • Трудовые отношения и охрана труда
  • Туризм
  • Фармацевтика и медицинские изделия
  • Экология и природопользование
  • Энергетика
  • Анонс инициативы

    Впервые о регуляторной гильотине 15 января 2019 года рассказал в своём выступлении Дмитрий Анатольевич Медведев, во время проходившего Гайдаровского форума. В качестве примера устаревшего и избыточного регулирования премьер-министр привёл требование к организациям общественного питания, которое содержит рецепт омлета:

    Есть требование — оно сохраняется — к организациям общественного питания по высоте смеси яиц при приготовлении омлета. Причём, это дословно звучит таким образом: «При приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2–3 см, ставят в жарочный шкаф с температурой 180–200 градусов на 8–10 минут». Иначе жарить нельзя, пометьте себе.

    Владимир Путин также высказался в интервью «20 вопросов Владимиру Путину» о необходимости реализации данного проекта.

    Взять и рубануть сразу — очень опасно, но оставлять так, как есть, невозможно, поэтому в течение этого года правительство будет усиленно заниматься этими вопросами.


    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: