Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезные советы



















Яндекс.Метрика





Грузинский экзархат

Грузинский экзархат Святейшего Правительствующего Синода Православной Российской Церкви (груз. საქართველოს საეგზარქოსო) — экзархат Православной Российской Церкви, созданный в 1811 году после присоединения Грузии к России и объединивший епархии ранее автокефальной Грузинской православной церкви. Существовал де-факто до марта 1917 года, когда была провозглашена автокефалия Грузинской церкви. Прошедший в сентябре того же года в Тифлисе Собор Грузинской Церкви утвердил автокефалию и избрал Католикосом-Патриархом всей Грузии епископа Кириона (Садзаглишвили). Упразднён в 1920 году.

История

После присоединения Восточной Грузии к Российской империи в 1801 году католикос Антоний II, имевший статус постоянного члена российского Святейшего синода, 30 июня 1811 года был уволен от управления духовными делами Грузии, а вместе с тем упразднено и звание католикоса. Главе грузинского духовенства повелено было именоваться митрополитом Мцхетским и Карталинским со званием члена Святейшего синода и экзарха Грузии. Число епархий, доходившее тогда в Грузии до 13 (они владели 2218 дворами крестьян), было сокращено до двух: «Мцхетской и Карталинской» и «Алавердской и Кахетинской», и для управления ими образована была при экзархе Грузии духовная дикастерия, которая в 1814 году была заменена Грузино-Имеретинской синодальной конторою.

В 1818 году в Грузии была образована одна епархия с наименованием её Карталинской и Кахетинской, отчего и экзарх Грузии стал именоваться архиепископом Карталинским и Кахетинским, а в Имеретии, Мингрелии и Гурии образовано по одной епархии. Впоследствии в распределение епархий вносились некоторые изменения.

В июне 1819 года экзарх Грузии митрополит Феофилакт (Русанов) направил в Имеретию сотрудников синодальной конторы, которые начали закрывать церкви и изгонять священников, объявляли народу о монетизации натуральных налогов.

Командующий Отдельным Кавказским корпусом генерал Алексей Ермолов так описывал истоки и последствия произошедших вследствие сего народных волнений:

Перемены сии были частию необходимы, ибо духовенство было в числе чрезмерном, церкви в бедности и потому без приличного благолепия, доходы без определительности, употребление оных без ясной отчетности. Перемены сии, однако же, не весьма нравились, ибо в числе духовенства в здешней стране есть люди, принадлежащие знатнейшим фамилиям, имеющие сильные связи. Их оскорбляла строгая подчиненность, уничтожившая прежнее их значение; не менее огорчало то, что не могли они употреблять доходы безотчетно и в свою пользу; но в Грузии не произвело сие ни каких худых следствий, ибо Экзарх призвал к содействию местные власти. В Имеретин же людьми неблагонамеренными между Дворянством, паче же своим Духовенством, преобразование управления истолковано было возмутительным образом, и простой народ, в невежестве своем наиболее послушный оному, по сделанным тайно внушениям, не только во многих местах не допустил посланных от Экзарха комиссаров для описания церковного имущества, но угрожал оным, и они были даже в опасности потерять жизнь. Митрополит Феофилакт, которого не раз предупреждал я, что нельзя приступить к равным переменам, как по Грузии, так и по Имеретии, ибо в сей последней, по недавней её зависимости, власти не в полном действии, и им не полное оказываемо повиновение, и что простой народ, в состоянии несравненно большого невежества, нежели в Грузии, легко может быть возбужден к беспокойствам, и надобно будет прибегать к мерам крайним для укрощения. Митрополит казался согласующимся с моим мнением, но думал, что присутствием своим удалит всякий беспорядок и успеет исполнить свое намерение, ввести новое преобразование. Он отправился в Имеретию и, пребывая в Кутайсе, управлял действиями своих комиссионеров; но когда начал народ собираться толпами, власти в округах учрежденные, не в состоянии будучи удержать его в послушании и рассеять скопища, удалились, и надобно было послать войска, для усмирения их, тогда Митрополит уехал обратно в Грузию. Поспешность обнаружила малодушие его и робость, и он, угождая требованиям буйственного народа, приказал возвратить сделанное описание некоторой части церковных имений

.

На 1885 год экзархат состоял из пяти епархий:

  • Грузинская епархия, заключающая в своём составе 12 монастырей и 485 приходских церквей Тифлисской, Бакинской, Елизаветпольской и Эриванской губерний и областей Карской, Дагестанской и Закаспийской, управлялась экзархом Грузии, имевшим пребывание в Тифлисе; при экзархе два викария, епископы Горийский и Алавердский.
  • Владикавказская епархия образована из двух монастырей и 122 церквей Терской области и северной Осетии.
  • Имеретинская епархия имела 8 монастырей и 478 церквей Имеретии, то есть Кутаисского, Шорапанского и Рачинского уездов Кутаисской губернии; кафедра в Кутаиси.
  • Новосенакская, или Гурицско-Мингрельская, епархия образована из пяти монастырей и 407 церквей Мингрелии и Гурии, то есть уездов Лечхумского, Сенакского, Зугдидского и Озургетского и округов Батумского и Артвинского Кутаисской губернии, с кафедрою в Новосенаках.
  • Сухумская епархия с кафедрой в Сухуме образована вместо прежней Абхазской епархии; в состав её входили монастырь и 46 церквей Сухумского округа, а также часть (9 церквей) Черноморского округа, с городами Новороссийском и Анапой и селениями Вельяминовским, Геленджикским, Джубским, Вуланским и Адлером, постом Даховским (Сочи) и деревней Веселой.
  • С 1864 года при экзархате издавался ежемесячный журнал «Грузинский духовный вестник».

    В Грузинском экзархате насчитывалась 1 семинария (Тифлисская) и 6 духовных училищ. Личный состав белого духовенства Грузинского экзархата на 1884 год: 28 протоиереев, 660 священников, 144 диакона и 735 причетников; монахов 160, послушников 109, монахинь 29, послушниц 135.

    С конца XIX века стало набирать силу движение за восстановление грузинской автокефалии, которое поддержали как представители духовенства, так и видные миряне.

    К началу XX века экзархат заключал в гражданском отношении территории шести российских губерний: Тифлисской, Бакинской, Эриванской, Елизаветпольской, Кутаисской, Черноморской; одной области — Карской и одного округа — Закатальского; в церковном отношении делился на 4 епархии, наибольшей из которых была Грузинская епархия, включавшая, среди прочего, Карс, Эривань, Елизаветполь, Ленкорань, Баку, Ялама.

    После падения российской монархии недовольство грузинского духовенства синодальной русской политикой приняло формы автокефалистского и антирусского движения; русские епископы в несколько месяцев вынуждены были покинуть свои кафедры.

    12 (25) марта 1917 года Мцхетским собором была провозглашена автокефалия Грузинской церкви, которая была признана Московским патриархатом в 1943 году.

    Экзархи

    Грузинский Экзархат
  • митрополит Варлаам (Эристави) (1811—1817)
  • митрополит Феофилакт (Русанов) (1817—1821)
  • митрополит Иона (Василевский) (1821—1832)
  • архиепископ Моисей (Богданов-Платонов) (1832—1834)
  • архиепископ Евгений (Баженов) (1834—1844)
  • архиепископ Исидор (Никольский) (1844—1858)
  • архиепископ Евсевий (Ильинский) (1858—1877)
  • архиепископ Иоанникий (Руднев) (1877—1882)
  • архиепископ Павел (Лебедев) (1882—1887)
  • архиепископ Палладий (Раев) (1887—1892)
  • архиепископ Владимир (Богоявленский) (1892—1898)
  • архиепископ Флавиан (Городецкий) (21 февраля 1898— 10 ноября 1901)
  • архиепископ Алексий (Опоцкий) (10 ноября 1901— 1 июля 1905)
  • архиепископ Николай (Налимов) (1 июля 1905 — 9 июня 1906)
  • архиепископ Никон (Софийский) (9 июня 1906 — убит 28 мая 1908)
  • архиепископ Иннокентий (Беляев) (7 декабря 1909— † 9 сентября 1913)
  • архиепископ Алексий (Молчанов) (4 октября 1913— † 20 мая 1914)
  • архиепископ Питирим (Окнов) (26 июня 1914— 23 ноября 1915)
  • архиепископ Платон (Рождественский) (5 декабря 1915 — 13 августа 1917)
  • Кавказский Экзархат
    • архиепископ Платон (Рождественский) (13 августа 1917 — 22 февраля 1918)
    • митрополит Кирилл (Смирнов) (1 апреля 1918 — апрель 1920)

    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: