Поволжский музей железнодорожной техники — специализированный музей в городе Самаре, расположенный по адресу улица Литвинова, 332 литер А. Музей основан на территории учебных корпусов Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС; ранее территория относилась к полигону девятой бригады железнодорожных войск станции Безымянка). Также может упоминаться как Музей железнодорожной техники СамГУПС, Самарский музей железнодорожной техники и тому подобное.
На текущий момент (апрель 2022 года) музей функционирует успешно, стоимость посещения составляет 90 рублей для взрослого человека.
История
Музей открыт по инициативе Сергея Кобзева, имевшего в то время должность начальника Куйбышевской железной дороги.
Подготовительные работы по созданию музея начались 15 сентября и завершились менее чем за два месяца. Железная дорога вложила в проект 5 миллионов рублей.
9 ноября 2010 года состоялось торжественное открытие музея, приуроченное к 136-летию Куйбышевской железной дороги и седьмой годовщине образования ОАО «РЖД».
17 ноября 2020 года завершились работы по реставрации музея. В административном здании постройки XIX века (ранее служило вокзалом на станции Дашково) воссоздана атмосфера и интерьер железнодорожных вокзалов тех лет - появились зал ожидания с изразцовой печью и скамейками, буфет и кабинет начальника станции. Интерьер дополнили раритетные стол и стулья, секретер и оригинальный сейф Сущёвского завода времён Самаро-Златоустовской железной дороги, а также витрины с документами – подлинными приказами, томами технической документации и формой железнодорожников разных лет.
Экспонаты
Инфраструктура- Здание вокзала станции Дашково (уникальный вокзал постройки середины XIX века перенесён со станции Дашково (Пензенская область)
- Семафоры, стрелочные переводы и прочие образцы сигнализации и путевого хозяйства
- Элементы старинного моста
- Образцы рельсов
- Электропоезд ЭР200 в составе двух вагонов ЭР200-252, ЭР200-254 и головного вагона ЭР200-107
- Вагоны СД № 035 и СМ3 № 256, оба вагона изначально имели серию СВ, потом СД, у обоих переделаны двери для выхода на низкие платформы, серию СМ3 получили при переделке в 1956 году на напряжение в 3 кВ. Являются одними из ценнейших экспонатов музея, так как подобные вагоны электросекций сохраняются только в коллекции музея Октябрьской железной дороги.
- Электропоезд ЭР2-371 , прицепной, головной и моторный вагоны, в первоначальный вид не приведены.
- Дизель-поезд ДР1А-310
- Макет паровоза Черепановых
- П36-0232, сильно разукомплектован. Привезён из Златоуста (Челябинская обл.) (там ещё остались останки П36-0058)
- Л-0815
- ЛВ-0268
- ЭР766-80
- Еа-2735, поступил в декабре 2015 года с Дальневосточной железной дороги
- ТЭП60-1029
- ТЭ3-5531
- 2ТЭ10Л-1364
- ЧМЭ3-5188
- ТЭМ2-3018
- ТГК2-7892
- ТУ2-104, узкоколейный, прибыл с детской железной дороги
- ВЛ22м-442
- ВЛ23-401
- ВЛ8-1700
- ЧС2-817
- ЧС4-160
- ВЛ10-085, номер не родной, машина из поздних номеров.
- ВЛ60К-2518, не в экспозиции музея, а в ангаре в качестве учебного локомотива СамГУПСа
- ДТ-5 «Пионерка», мотодрезина
- АГВ-171, монтажная автомотриса
- АС1А-2327, служебная автомотриса
- АС4-022, служебная автомотриса
- ЭСО, снегоочиститель роторный
- ДМС-1077, монтажная дрезина
- ПЗСМ, паровозозаправочная станция, поступила в 2015 году
Значительная часть экспонатов предоставлена Куйбышевской, Приволжской и Южно-Уральской железными дорогами.