Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезные советы




29.12.2022


29.12.2022


23.12.2022


25.11.2022


08.11.2022


08.11.2022





Яндекс.Метрика





Устав святого Бенедикта

21.10.2022

Устав святого Бенедикта (лат. Regula Benedicti) — книга заповедей, написанных святым Бенедиктом Нурсийским (480-547 гг.) для монахов, живущих общиной под руководством аббата. Начиная примерно с VII века этот устав был также принят и женскими сообществами. На протяжении полутора тысяч лет своего существования книга заповедей стала значительным проводником для западного христианства, жившего в монашеской общине. Суть Устава Святого Бенедикта суммируется в девизе Бенедиктинской Конфедерации: pax («мир») и традиционного ora et labora («молись и трудись»).

История

Устав святого Бенедикта творчески вбирает в себя традицию древнегалльского монашества, монашества святых Августина и восточного монашества, с которым святой Бенедикт познакомился через сочинения святого Василия Великого и святого Иоанна Кассиана. Одним из источников для Устава святого Бенедикта служил также анонимный монашеский устав «Правила Учителя» (лат. Regula magistri).

В целом, устав святого Бенедикта очень практичен, в нём сделан упор на повседневные нужды и обязанности монашеской общины, как в богослужениях, так и в хозяйственной деятельности.

«Должны мы учредить отряд божественной службы» — «Constituenda est ergo a nobis dominici schola servitii». Поэтому и деятельность монаха выражается словом «militare» — «служить»; и устав не что иное, как «lex, sub qua militare vis» — закон, ненарушимый и непреложный, как непреложен закон воинской дисциплины. «Святой устав» содержит всё нужное для воина Господня; это — «устав-наставник». Устав Бенедикта предназначается для большинства, для средних людей, ставя себе целью воспитание их в духе монашеского идеала.

Очень сильно подчёркнут в уставе принцип киновии (общежительского монашества) и принцип монастырской автономии. Сильно подчёркивается в уставе необходимость воспитания смирения, которое, по Бенедикту, важнее суровой аскезы. Уход от мира, понимается, в том числе, и как материальная независимость монастыря от внешнего мира, таким образом, личная бедность монахов не должна означать бедности монастыря. Жизнь монахов определяют богослужения, физический труд, чтение Священного Писания и творений Отцов Церкви, но главная часть молитв до мелочей определена уставом, а индивидуальная работа стеснена до крайних пределов: полагаться на свои силы может только испытанный анахорет.

По сравнению с другими заповедями, самоуправление предусматривает умеренный путь между индивидуальным рвением и шаблонным институционализмом; через эту золотую середину оно было широко популярным. Бенедикт был обеспокоен потребностями монахов в монастырской среде, а именно вопросами: установление надлежащего порядка, для формирования понимания семейной природы человека, а также обеспечения духовным отцом для поддержки и укрепления аскетических усилий человека и его духовного роста, что нужно для выполнения призвания, обожение.

Бенедиктинцы придерживались Устава святого Бенедикта в течение пятнадцати веков, таким образом святой Бенедикт иногда считается основателем западного монашества. Однако, нет никаких подтверждений того, что Бенедикт намеревался основывать религиозный орден в современном смысле, и до Позднего Средневековья он не упоминался как основатель «Ордена Святого Бенедикта». Его Устав написан как руководство для индивидуальных, автономных общин, и по сей день всего бенедиктинские Дома (и сообщества) остаются самоуправляемыми. Преимуществами выступают упор на автономии, а также тесная связь между общинами и созерцательный образ жизни. Как недостаток воспринимается изоляция от важных мероприятий в соседних общинах.

Уставу святого Бенедикта до сегодняшнего времени следуют бенедиктинцы, цистерцианцы, трапписты и (в основных чертах и духе) также картезианцы, имеющие при этом свои особые правила. Также он принят в качестве Code of Ethics в проекте SQLite.

72 правила из Устава

  • Любить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми силами.
  • Любить ближнего, как самого себя.
  • Не убивать.
  • Не предаваться блуду.
  • Не красть.
  • Не завидовать.
  • Не лжесвидетельствовать.
  • Уважать всех людей.
  • Не делать другим того, чего бы мы не желали себе.
  • Отвергаться самого себя.
  • Умерщвлять свою плоть.
  • Не привязываться к тому, что приятно чувствам.
  • Любить пост.
  • Облегчать участь бедных.
  • Одевать нагих.
  • Посещать больных.
  • Хоронить мёртвых.
  • Поддерживать находящихся в испытании.
  • Утешать печальных.
  • Чуждаться мирских нравов.
  • Не предпочитать ничего любви Христовой.
  • Не предаваться гневу.
  • Не помышлять о мщении.
  • Не хранить в сердце лукавства.
  • Не давать ложного мира.
  • Не оставлять милосердия.
  • Не клясться, чтобы не оказаться клятвопреступником.
  • Быть правдивым сердцем, также как и устами.
  • Не воздавать злом за зло.
  • Не терпеть неправды, но с терпением переносить ту, что будет сделана нам.
  • Любить своих врагов.
  • Отвечать на проклятие не проклятием, а благословением.
  • Терпеть гонение за правду.
  • Не быть надменным.
  • Не быть пристрастным к вину.
  • Не быть жадным к еде.
  • Не быть любителем поспать.
  • Не быть ленивым.
  • Не роптать.
  • Не клеветать.
  • Полагать надежду на Бога.
  • Приписывать Богу то доброе, что найдёшь в себе.
  • В зле всегда обвинять самого себя.
  • Помнить о судном дне.
  • Страшиться ада.
  • Всеми силами души стремиться к жизни вечной.
  • Всегда помнить о смерти.
  • Всегда следить за своими поступками.
  • Быть уверенным, что Бог видит нас везде.
  • Разбивать о Христа все недобрые мысли, как только они возникают в сердце.
  • И открывать их старцу, опытному в делах духовных.
  • Хранить уста от всякого злого слова.
  • Не любить многословия.
  • Не говорить праздных слов.
  • Не любить слишком часто и громко смеяться.
  • Охотно внимать духовному чтению.
  • Часто предаваться молитве.
  • Каждый день в молитве со слезами исповедовать Богу прошедшие прегрешения и впредь от них исправляться.
  • Не исполнять пожеланий плоти.
  • Ненавидеть свою волю. Во всем повиноваться наставлениям игумена, даже если — избави Бог — он противоречит себе делами, помня завет Господень: «Что они говорят, то делайте, по делам же их не поступайте».
  • Не стараться прослыть святым, прежде чем станешь им.
  • Каждый день исполнять жизнью заветы Господа.
  • Любить чистоту.
  • Избегать ненависти.
  • Не ревновать и не поддаваться зависти.
  • Не любить споров.
  • Избегать почестей.
  • Почитать старших.
  • Любить младших.
  • Молиться за врагов, в любви Христовой.
  • До захода солнца мириться с теми, с кем разделила нас распря.
  • Никогда не отчаиваться в милосердии Божием.

  • Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: