Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезные советы



















Яндекс.Метрика





Екатеринбургский метрополитен

Екатеринбургский метрополитен (до 1992 года — Свердловский метрополитен) — рельсовый внеуличный (подземный) городской общественный транспорт Екатеринбурга. Основной эксплуататор — ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен».

Последняя — тринадцатая система, открытая в СССР. Первый на Урале и шестой метрополитен в России.

История

Проектирование

Первые сообщения о возможном строительстве метрополитена в Свердловске начались в начале 1960-х годов, когда началась стремительная застройка новых микрорайонов и расширение жилых площадей, из-за чего появилась потребность в появлении нового, скоростного вида транспорта в городе. По ранним проектам, метро должно было состоять из двух линий, которые бы пересекали город с запада на восток и с севера на юг. Полноценные же разговоры об этом начались только в начале 1967 года, когда в городе родился миллионный житель, что позволило включить Свердловск в список полноценных претендентов на строительство метрополитена.

Одновременно с этим, начался сбор данных для технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства метрополитена, который проводился московским институтом «Гипрокоммундортранс», что позволило уже к началу 1970-го собрать необходимые данные (в том числе по гипотетическим направлениям строительства), по которым предполагалось строительство трёх линий метро, пересекающихся в центре города по станциям «Площадь 1905 года», «Геологическая» и «Театральная». По предварительному плану, на осуществление работ отводилось 32 года (август 1980 — август 2012).

Параллельно с этими процессами, «Свердловскгражданпроект» при разработке генплана по развитию города на ближайшее десятилетие, было предоставлено обоснование необходимости метрополитена для развития города. С принятием генплана в 1972 году, уже в 1974 году в плане развития транспортной сети города было утверждено строительство городского метрополитена. Борис Ельцин, будучи первым секретарём Свердловского обкома КПСС в начале 1980-х годов, так объяснил выбор маршрута первой очереди метрополитена между площадью 1905 года и районом Уралмаш: «Уралмашевцы заслужили право возвращаться домой с первомайской и октябрьской демонстраций на метро!».

В 1973 году началось бурение скважин для геологической разведки в рамках изучения возможностей по строительству метрополитена, а также изучение городского пассажиропотока. Уже в 1975 году министерство путей сообщения выделила средства на проектирование Свердловского метрополитена. Исполнителем проекта стал «Харьковметропроект», который уже к 1976 году завершил ТЭО, по которому рекомендовалось соорудить первую очередь метро по двум пусковым участкам — Проспект Космонавтов—Площадь 1905 года и Геологическая—Чкаловская (вместе со станцией Бажовская).

Начало строительства

После окончания ТЭО, приказы Совета министров СССР постановили о начале проектировки и строительства метрополитена. Уже в начале 1978 года была создана дирекция метрополитена, а на подготовительные работы было выделено 500.000 рублей, однако де-факто только с 1982 года большая часть средств для строительства начали предоставляться не с городского, а союзного бюджета. Само строительство началось только 28 августа 1980 года, когда в торжественной обстановке, на стадионе «Локомотив», экскаватор начал выкапывание форшахты будущей станции Уральская (горнопроходнические работы на территории станции начались в сентябре этого же года). В это же время, распоряжением Совета министров СССР № 2377р от 21.11.1980 г., технический проект и его стоимость была окончательно утверждена.

Однако, начались первые проблемы. Хоть строительство и началось быстрыми темпами, основная проходка начинала требовать больше времени, чем планировалось, а из-за перегрузки Харьковметропроекта, документация готовилась с большими запозданиями, из-за чего пришлось передать проектные работы в пользу регионального института «Уралгипротранс».

К 1982 году, началось строительство перегонных тоннелей между станциями Уральская и Машиностроителей, а также были заготовлены котлованы для будущих станций метро. В это же время был создан «Свердловскметрострой», что позволило дирекции метро начать работать только с одним подрядчиком.

По плану, метро планировалось открыть в 1990 году, однако обком взял на себя «социалистические обязательства» открыть метро на год раньше — 7 ноября 1989 года, из-за чего строительство развернулось сразу по всей территории пускового участка, а 1 июля 1988 года был МПС СССР учредил новое транспортное предприятие — «Свердловский метрополитен». В марте 1989 года первая группа машинистов была отправлена на обучение в Харьков, а также закуплено 54 вагона.

Однако, планам запуска на 1989 год, а позже и на 1990 канули в небытие. Машинистам пришлось работать на строительстве, а вагонам простаиваться. Не хватало рабочей силы, из-за чего деньги и материалы были, а вот кому освоить — не было. К концу перестройки начались проблемы с ассигнованием, а снабжение строительства начало происходить по остаточному принципу от столичных строек. Пусковой участок экстренно сокращается до линии Проспект Космонавтов—Машиностроителей.

Начало работы

Первый пробный поезд прошёл путь от ТЧ-1 до станции Машиностроителей 30 декабря 1990 года, после чего началась обкатка подвижного состава и завершение строительных работ.

Официально метрополитен открылся 26 апреля 1991 года, когда на станции Машиностроителей состоялся митинг, а уже на следующий день — начало перевозки пассажиров. Поезда двигались челночным способом, а интервал движения составлял 5 минут. Из-за нецелесообразности открытия (длина маршрута была всего 2.8 километра, которые успешно преодолевались на троллейбусе за 10 минут) пассажиропоток был крайне мал, из-за чего использовалось только два вагона из четырёх. Ситуация улучшилась только с открытием станции Уральская 22 декабря 1992 года, что увеличило пассажиропоток в четыре раза (интервал увеличился до 8 минут) и обеспечило экономико-транспортную целесообразность линии.

22 декабря 1994 года были открыты станции Динамо и Площадь 1905 года, после чего началось нормальное кольцевое движение поездов, а челночное движение кануло в небытие. В 1997 году планировалось открытие Геологической, а в 2000 году — Бажовской и Чкаловской; уже в 1995 году началось сооружение тоннелей второго пускового участка, осенью 1997 года миновав котлован станции Бажовская, а в декабре 1998 года завершив прокладку на территории станции Чкаловская.

После окончания работ по прокладке тоннеля началась действительно тёмная полоса для метрополитена: денег катастрофически не хватало, метростроители устраивали массовые забастовки и голодовки, многие были уволены или сокращены.

30 декабря 2002 года, была открыта новая станция метро — Геологическая, после чего работы по развитию линии окончательно заглохли. Уже через год Свердловскметрострой объявил себя банкротом, а мэрия назвала строительство Бажовской нецелесообразным, стремясь как можно скорее продвинуться на юг к новому микрорайону — Ботанической.

Строительство продолжения пускового участка шло очень долго и болезненно, из-за чего решение об открытии Чкаловской и Ботанической единым пусковым участком было принято только в 2009 году, однако и это не сбылось — 28 ноября 2011 года была открыта Ботаническая, и только 28 июля 2012 — Чкаловская.

Технические характеристики

Технические характеристики на 2021 год:

  • Количество линий — 1;
  • Количество действующих станций — 9;
  • Протяжённость линий — 12.7 км;
  • Средняя длина перегона — 1.42 км;
  • Самый длинный перегон — «Машиностроителей» — «Уральская» ≈ 2,31 км;
  • Самый короткий перегон — «Площадь 1905 года» — «Геологическая» ≈ 1,01 км;
  • Число эксплуатационных депо — 1;
  • Участковая скорость — 40.1 км/ч;
  • Средняя техническая скорость — 49.16 км/ч;
  • Доля в общегородских перевозках — 25,51 %;
  • Количество станций мелкого заложения — 4;
  • Количество станций глубокого заложения — 5;
  • Количество станций с одним выходом — 5;
  • Количество станций с эскалаторами — 7;
  • Количество эскалаторов — 25, из них:
    • ЭТ-3М — 15 эскалаторов;
    • ЭТ-5М — 6 эскалаторов;
    • Е-55Т — 4 эскалатора.
  • Количество вагонов — 70;
  • Размер платформы для приёма состава — 5;
  • Время в пути — 19 минут;
  • Интервалы между поездами: пиковый — 4—5 минут, межпик — 7—8 минут, выходные — 11 минут;
  • Численность работников по эксплуатации — 1200;
  • Затраты на перевозку 1 пассажира — 38.59 рублей;

Пользование метрополитеном

Правила пользования

Правила пользования метрополитена г. Екатеринбург определяются Правительством Екатеринбурга. Действующая редакция принята городским правительством постановлением № 780-ПП от 07 ноября 2019 года. Нарушения норм пользования метрополитеном влекут административную ответственность.

Оплата проезда

Оплата проезда в Екатеринбургском метрополитене производится через жетоны метро, Екарту и банковские карты. Так, до 2012 года оплата осуществлялась через кассы и кассовые автоматы, а с 2012 года на территории метрополитена начал работать безналичный способ оплаты сначала с помощью Екарты, а позже — с помощью банковских карт. При этом, имеется возможность оплатить полноценный тарифный план.

Беспроводная связь и интернет

Все станции Екатеринбургского метрополитена покрыты сетью операторов сотовой связи, работающих в Екатеринбурге: «Мотив», «МТС», «Билайн», «Yota», «МегаФон» и «Tele2 Россия».

График работы

  • Метрополитен работает для пассажиров с 6:00 до 24:00, при этом отправление последних поездов осуществляется в 00:02 и 00:10 с конечных станций метрополитена.
  • Ровно в 00:30 эскалаторы отключаются, а последние поезда прибывают в 00:27 минут.
  • Интервал работы в час-пик — 5 минут, а вне него — до 11 минут.

Автоинформатор

Объявления автоинформатора происходит при отправлении и прибытии электропоезда на станцию. Объявление на русском осуществляется мужским, а на английском — женским голосом. Данный вариант был предложен в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018.

Директора

  • Иван Александрович Титов с 1991 года по 2 марта 2011 года;
  • Владимир Владимирович Шафрай — с 4 марта 2011 года по 12 января 2017 года;
  • Андрей Михайлович Панаиотиди — с 12 марта 2017 года.

Линии Екатеринбургского метрополитена

На текущий момент Екатеринбургский метрополитен состоит из одной линии, однако она сама, как и гипотетические, именуется в цифровом порядке или по её цветовой гамме.

Перспективы

Генеральным проектом метрополитена предусмотрена сеть из трёх линий, формирующая в центре города пересадочный треугольник. На линиях, общей протяжённостью более 40 км, предполагается построить 39 станций (включая пересадочные).


Первая линия

Завершилось строительство последнего пускового участка (протяжённость — 4,28 км, эксплуатационная длина — 4,19 км), состоящего из двух станций: «Чкаловская» (в районе Южного автовокзала) и «Ботаническая» (в микрорайоне Ботанический). Станция «Ботаническая» открыта 28 ноября 2011 года, ввод станции «Чкаловская» из-за недопоставки заводом «ЭЛЭС» частей эскалаторов состоялся позднее, 28 июля 2012 года. Открытие этих станций привело к существенному увеличению общего пассажиропотока метро. Протяжённость линии с девятью станциями составила 13,8 км, используемая длина — 12,7 км.

Помимо этого, на линии выполнен задел под станцию «Бажовская», которая должна находиться между «Геологической» и «Чкаловской»; строительство этой станции отложено на неопределённый срок. Существуют также планы продления первой линии — на юг до жилого района Уктус (станция «Уктусские горы») и на север в район Эльмаша (станция метро «Бакинских Комиссаров»).

В июне 2019 года екатеринбуржец Максим Кожин предложил сооружение наземной открытой станции возле электродепо по аналогии с самарским «Юнгородком». Это, по его мнению, помогло бы существенно сократить расходы.

Вторая линия

Существуют планы строительства второй линии, которую предполагается сооружать по направлению с запада на восток Екатеринбурга. Окончательная её длина и количество станций постоянно пересматриваются: в июне 2012 года планировалось строительство линии от станции «Верх-Исетская» до станции «Каменные Палатки». Первый пусковой участок протяжённостью 4,5 км включает четыре станции: «Металлургическая», «Татищевская», «Уральских коммунаров», «Площадь 1905 года»), причём первые три будут строиться открытым способом (в котловане). Проходка тоннелепроходческим комплексом начнётся из района «ВИЗ-Правобережный» в сторону «Площади 1905 года». Для строительства планируется привлечь новый горнопроходческий комплекс и отказаться от использовавшегося ранее комплекса «ВИРТ».

В районе станции «Татищевская» планируется узел пересадки на трамвай в направлении района Академический.

Согласно заявлениям сити-менеджера Екатеринбурга Александра Якоба и замглавы администрации города Владимира Крицкого, первый пусковой участок (ВИЗ — центр) планировалось запустить к 2018 году (то есть за 5—6 лет), но приступить к строительству возможно будет только при наличии источников софинансирования из бюджетов разных уровней: городской бюджет планировал выделить четверть необходимых денег, область продолжала поиск источников финансирования, в федеральном бюджете денег на софинансирование строительства метро не заложено.

В 2013 году планировалось, что общая стоимость работ по строительству первого пускового участка линии в количестве четырёх станций оценивается в 32−32,5 млрд рублей, что составляет 60 % от стоимости всей линии длиной 13,65 км. В рамках городского бюджета на 2013 год были выделены бюджетные средства на разработку рабочего проекта 1-го пускового участка линии, само проектирование так и не завершилось. По состоянию на май 2013 года велись только предпроектные разработки, конкурс на само проектирование не был объявлен, а следовательно, сроки строительства вновь сдвигаются и к 2018 году пусковой участок сдан не будет.

В январе 2015 года заместитель главы города А. Высокинский заявил, что при почти полном отсутствии областного и федерального финансирования денег на строительство второй линии нет.

В октябре 2016 года было запланировано строительство первой очереди второй линии из 4—6 станций к 2023 году.

2 ноября 2016 года был утверждён новый план второй линии метрополитена: от станции «Металлургическая» до станции «Каменные палатки» через «Площадь 1905 года». Первый пусковой участок будет состоять из станций: «Металлургическая», «Татищевская», «Уральских коммунаров», «Площадь 1905 года». Строительство должно было начаться в 2021 году.

По словам заместителя Председателя Правительства России Аркадия Дворковича, до 2019—2020 годов государственное финансирование строительства метрополитенов, в том числе и в Екатеринбурге, не предусмотрено.

На начало 2017 года стоимость полного строительства второй линии составляла 90 млрд рублей. Проектирование планировали начать не ранее 2020 года. Однако в проекте бюджета Свердловской области на 2020 год и плановый период 2021—2022 годов расходных статей на строительство метрополитена также нет.

На пресс-конференции 19 декабря 2019 года президент Российской Федерации Владимир Путин на вопрос о возможности строительства второй линии метрополитена в Екатеринбурге ответил: «вначале построим первую в Красноярске».

В проекте бюджета Екатеринбурга на 2022 год средства на создание проектной документации второй линии метрополитена не предусмотрены. План пока в разработке мэром Екатеринбурга.

Третья линия

На дальнюю перспективу запланирована также третья линия с юго-запада на северо-восток города, которая должна охватить семь городских жилых районов (Академический, УНЦ, Юго-Западный, Центральный, Пионерский, Втузгородок, Шарташский).

Именные поезда

  • «25 лет Екатеринбургскому метрополитену» — один из двух составов модели 81-717.5М/714.5М, полученных в 2011 году, курсировал в именной раскраске с 5 апреля 2016 года по лето 2017 года. Внешний дизайн поездов является сходным с внешней раскраской именного поезда «Красная стрела 75 лет», запущенного в Московском метрополитене десятью годами ранее, от которого дизайн Екатеринбургского именного метропоезда отличается только надписью на боковых бортах и числом на дверях вагонов.
  • «30 лет Екатеринбургскому метрополитену» — один из двух составов модели 81-717.5М/714.5М, полученных в 2011 году. Состав был Приурочен к Юбилею со Дня Открытия Метрополитена, 27 апреля 2021 года. На бортах размещены исторические и современные фотографии Метрополитена, в салоне на стенах вместо рекламы архивные документы, исторические фотографии и история создания Метрополитена в Столице Урала. Также имеется информатор объявляющий станции, записанный детьми сотрудников Метрополитена. Состав будет ходить до января 2022 года.

Музей

27 апреля 2016 года в честь 25-летия со дня пуска первого электропоезда был открыт музей, посвящённый истории Екатеринбургского метрополитена. Музей находится в здании Управления Екатеринбургского метрополитена. На открытии музея присутствовал мэр города Екатеринбурга Евгений Ройзман.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: