Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезные советы



















Яндекс.Метрика





Рассказы 1922—1924 годов

«Рассказы 1922—1924 годов» — цикл рассказов Максима Горького, написанных в 1922—1924 годах. Частично цикл был опубликован в журнале «Беседа», отдельной книгой впервые опубликован берлинским издательством Kniga в 1925 году. В цикл входят рассказы «Отшельник», «Рассказ о безответной любви», «Рассказ о герое», «Рассказ об одном романе», «Карамора», «Анекдот», «Репетиция», «Голубая жизнь» и «Рассказ о необыкновенном».

В СССР цикл считался плодом «идейных заблуждений» писателя и влияния на него Достоевского. Рассказы из цикла публиковались крайне редко, а полностью он печатался только в составе собраний сочинений Горького. В сталинскую эпоху цикл замалчивался в литературоведении.

Сам Горький считал цикл подготовкой к работе над романом «Жизнь Клима Самгина».

История создания

Во время революции Горький публикует цикл статей «Несвоевременные мысли». После Октябрьской революции Горький обретает пессимистические настроения и уезжает за границу. 21 апреля 1923 года Горький писал Ромену Роллану: «Я хочу писать, много писать и не чувствую ни малейшего желания возвращаться в Россию. Я не мог бы писать, если бы вынужден был всё своё время тратить на то, чтоб непрерывно повторять: „Не убий“. Убийца всегда подлец, но когда он выполняет это в целях пропаганды, то он в сто крат подлее! А террор в России всё увеличивается». В это время Горький считает нужным поменять манеру письма: «я слишком увлекаюсь их внешней необычностью, и это делает меня рассказчиком, а не исследователем… тайн человеческой души, загадок жизни». В это время он сближается с модернистским направлением: в послереволюционных отмечают приёмы, близкие символизму, импрессионизму, экспрессионизму и авангарду. Одним из первых результатов творческих поисков Горького становятся новые рассказы, которые он объединит в цикл «Рассказы 1922—1924 годов». Позже Горький напишет более традиционный роман «Дело Артамоновых», а эксперименты продолжит в повести «Сон» и романе «Жизнь Клима Самгина».

Окончательно замысел цикла рассказов оформился к концу 1923 года.

Уже перед изданием книги в письме Крючкову Горький напоминал о композиции цикла: «Пожалуйста: „Рассказ о необыкновенном“ — в конец книги, это совершенно необходимо, книга начинается „Отшельником“ и будет кончена убийством отшельника. Не забудьте об этом!»

25 марта 1928 г. он писал В. Я. Зазубрину: «„Рассказы 22—24-го гг.“— моя попытка обрить некоторую внутреннюю лохматость Горького и, в то же время, это — ряд поисков иной формы, иного тона для „Клима Самгина“,— работы очень трудной и ответственной. Лично для меня поиски эти я считаю очень полезными…»

Сюжет

«Отшельник».

«Рассказ о безответной любви».

«Рассказ о герое».

«Рассказ об одном романе».

«Карамора».

«Анекдот».

«Репетиция».

«Голубая жизнь».

«Рассказ о необыкновенном».

Цикл в СССР

В последующие годы критики и литературоведы почти не

обращались к «Рассказам 1922—1924 годов» вообще, к «Караморе» в частности. Лишь в самые последние годы, не отрицая, что на этой книге, так же как и па других, написанных Горьким в начале 1920-х годов, заметен отпечаток некоторых заблуждений, испытанных писателем на раннем этапе социалистической революции, — советские ученые раскрыли глубину содержания и художественные достоинства этих произведений Горького.

Тревогу по поводу происходящего в этом лагере почувствовал только

Горький: автор «Несвоевременных мыслей» понял, что «народ должен много потрудиться для того, чтобы приобрести сознание своей личности». В «Рассказах 1922–1924 гг.» он, продолжая традиции Достоевского и Короленко, стремится показать своеобразие личности независимо от ее социального положения, политических убеждений. Главным для писателя является интерес к необычному человеку, эстетизация его оригинальности, как, например, в послереволюционном рассказе «Карамора». Прослеживая путь героя от подвига к предательству, писатель раскрывает азартность и страстность натуры героя, чувство превосходства над людьми, безверие, стремление к власти, игру и любопытство как движущую силу его поступков, однако эта сторона советской литературы, в том числе и послеоктябрьского

творчества Горького, актуализирована лишь в последние десятилетия.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: