Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезные советы




24.03.2023


28.02.2023


29.12.2022


29.12.2022


23.12.2022


25.11.2022





Яндекс.Метрика





Правотворчество

20.04.2023

Правотворчество — это действия уполномоченных органов по подготовке, принятию, изменению (совершенствованию) и отмене нормативных правовых актов; завершающая часть процесса правообразования.

Субъектами правотворчества могут выступать как государственные, так и негосударственные органы в виде профсоюзов, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан (в случае принятия закона на референдуме) при наличии соответствующих полномочий.

Виды

Исследователи выделяют критерии разделения правотворчества на виды:

  • по субъектам;
  • по регламентам (процедурам);
  • видам принимаемых правовых актов;
  • теме и объёму содержания будущего правового акта.

В основном выделяются следующие виды правотворчества:

  • Референдум (правотворчество непосредственно народа);
  • Законотворчество (правотворчество органов законодательной ветви власти — парламента);
  • Подзаконное правотворчество (отдельных должностных лиц — министра, президента);
  • Органов местного самоуправления;
  • Локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
  • Уполномоченных общественных организаций (негосударственных, например, профсоюзов)
  • Договорное (заключение государственными органами публично-правовых договоров: конституционных, внутрифедеральных, управленческих);
  • Чрезвычайное (при нахождении государства или его региона в кризисном чрезвычайном положении; как правило временное)
  • Делегированное (по поручению, передаче полномочий одним органом другому, например парламент комитету; предусмотрено в законодательстве Франции, Италии, ФРГ)

В научной литературе отдельно рассматривают такой вид правотворчества как судебное правотворчество, согласно которому судебная практика признаётся источником права.

Принципы правотворчества

  • Законности (соблюдение законов в процессе правовой коммуникации);
  • Упорядоченности (тематическая организованность процесса правовой коммуникации);
  • Демократизма (опубликование подготовленных проектов законов для ознакомления и обсуждения с заинтересованными гражданами, трудовыми коллективами, социальными и профессиональных группами и др.);
  • Эффективности и оперативности (внятная регламентированность и структурированность всего процесса создания нормативно-правовых актов);
  • Планирования законотворческой деятельности (соблюдение процедуры, последовательности действий);
  • Приоритетности (рассмотрение в первую очередь законопроектов, регулирующих основы экономической и политической системы);
  • Признания высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина;
  • Гласности (открытость и публичность процесса правовой коммуникации);
  • Научности (научная обоснованность создаваемых правовых актов);
  • Единства юридической терминологии.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: