МАЗ-103 — белорусский полунизкопольный (ступенька у задней двери) городской автобус большой вместимости, выпускавшийся Минским автомобильным заводом с 1996 года по 2021 год. Являлся базовым для семейства из нескольких моделей различной компоновки и назначения.
История
В 1992 году Минским автомобильным заводом был подписан лицензионный договор с фирмой Neoplan. В результате появилась модель МАЗ-101, однако её цена и низкая надёжность при эксплуатации на дорогах плохого качества делали её неконкурентоспособной на рынке СНГ. В результате было построено всего пять лицензионных автобусов в «чистом виде». На заводе было принято решение внедрять отечественные комплектующие, при этом приспосабливая конструкцию к местным условиям. В результате был разработан автобус МАЗ-103, на котором был применён задний мост собственной конструкции вместо портального моста, устанавливавшегося на МАЗ-101. Это привело к появлению ступеньки в задней двери (в двух остальных дверях ступеньки отсутствуют), однако положительно сказалось на цене, надёжности и ремонтопригодности автобуса.
Также сборка автобусов МАЗ-103 осуществлялась в Нижнем Новгороде на мощностях предприятия «Самотлор-НН». Такие автобусы имеют другую переднюю маску с круглыми фарами меньшего размера. Также в Нижнем Новгороде выпускалась версия школьного автобуса МАЗ-103.
С 2008 года производилась рестайлинговая версия автобуса с более современным оформлением кузова и салона.
С 2017 года производился также с двигателем на компримированном природном газе (модификация МАЗ-103.965).
В январе 2021 года, в связи с запуском в серию автобуса третьего поколения — МАЗ-303, был подписан приказ о снятии МАЗ-103 с производства.
Эксплуатируется в нескольких десятках городов Белоруссии, России, Украины, Казахстана, Румынии, Сербии, Венгрии, Польши.
Модификации
За всю историю производства модели МАЗ-103 было создано около 50 модификаций: как городских, так и пригородных (формула дверей 2-2-0, 4 ряда сидений), как с дизельным двигателем, так и с газовым (модификации 946, 965 и 966).
Модели на базе МАЗ-103
- МАЗ-163 — санитарно-гигиенический автобус (туалет) на базе МАЗ-103.002. Выпускался в двух модификациях — МАЗ-163М (мужской; оборудован тремя унитазами и пятью писсуарами) и МАЗ-163Ж (женский; оборудован шестью унитазами). Оборудован высоким полом для возможности проведения канализационных труб, окна затонированы, умывальники расположены у кабины водителя. Первые 12 экземпляров (по 6 автобусов каждой модификации) были произведены к 300-летию Санкт-Петербурга для местного «Водоканала», ещё 2 — в 2005 году для Ростова-на-Дону.
- Самотлор-НН 5275 — модель на базе модификации МАЗ-103.075 производства Самотлор-НН.
- SAMCO City M76 BMXE - МАЗ-103 с урезанной шириной под стандарт вьетнамских дорог. Выпускается на заводе Samco Bus
-
Оригинальный МАЗ-103, вид сзади (Минск)
-
Рестайлинговый МАЗ-103.4** (Казань)
-
Самотлор-НН 5275 (Нижний Новгород)
-
Оригинальный МАЗ-103 (Москва)
-
Самотлор-НН 5275 (Алёшки)
-
Оригинальный МАЗ-103 (Киев)
-
Оригинальный МАЗ-103 (Яссы, Румыния)
-
Оригинальный МАЗ-103 (Констанца, Румыния)
-
Оригинальный МАЗ-103 (Брашов, Румыния)
-
Оригинальный МАЗ-103 (Питешти, Румыния)
-
Оригинальный МАЗ-103 (Сибиу, Румыния)
-
Оригинальный МАЗ-103 (Белград, Сербия)
-
Оригинальный МАЗ-103 (Минск)
-
Оригинальный МАЗ-103 (Нижневартовск)
-
Рестайлинговый МАЗ-103 (Тюмень)
-
МАЗ-163 (Санкт-Петербург)
-
МАЗ-103.965