Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезные советы



















Яндекс.Метрика





Казанская, Мария Борисовна

Мария Борисовна Казанская (в замужестве Смирнова; 25 марта 1914 или 1912, Санкт-Петербург — 1942, Ленинград) — советская художница-живописец. Ученица Веры Ермолаевой.

Биография

Выросла в семье, близко связанной с искусством. Бабушка была двоюродной сестрой Михаила Врубеля; мать — Наталья Эрнестовна Радлова-Казанская (1887—1938) — дочь советского историка философии, филолога и переводчика Э. Л. Радлова, театральный педагог, актриса, автор книги «Работа над речью» (М.; Л., 1930), в 1920-х годах преподавала сценическую речь в ТРАМе и в других театрах; братья матери — художник Николай Эрнестович Радлов и актёр и режиссёр Сергей Эрнестович Радлов. Отец — Борис Васильевич Казанский (1889—1962) — российский филолог, профессор Ленинградского университета. Сестра — Татьяна Борисовна Казанская (1916—1989) — поэтесса, филолог и переводчица.

Начала рисовать в возрасте трёх лет. Окончив 9 классов школы, в 1931 году начала систематические занятия живописью.

По совету Владимира Лебедева пришла в мастерскую Веры Ермолаевой. Мария Казанская начала учиться у В. М. Ермолаевой в 1929-34 гг. и, одновременно, училась в Академии Художеств у А. А. Осмеркина. Она входила в «домашний круг» К. С. Малевича, дружила с К. И. Рождественским .

Была близка к группе художников «живописно-пластического реализма» (объединявшей К. И. Рождественского, В. В. Стерлигова, В. М. Ермолаеву, Л. А. Юдина и других художников).

Первая выставка работ Казанской (не персональная, а коллективная) была устроена по инициативе В. В. Стерлигова 29 марта 1934 года. Эта «выставка учеников» была организована на квартире художницы В. М. Ермолаевой. «Владимир Васильевич, договорившись с Верой Михайловной, решили устроить нашу совместную выставку — нашу с Олегом (Карташёвым и Александром Батуриным. — Е. С.) и Маруси Казанской. Происходило это на Васильевском острове (10 линия, 13, кв.2. — Е. С.), на квартире Веры Михайловны. <…> было обсуждение выставки, было довольно много народу, выступал какой-то искусствовед и довольно пространно говорил о некоторых наших работах». Именно эта выставка упоминается в материалах следственного дела 1934-35 года. Послужила она и невольным поводом для последовавшего обвинения В. В. Стерлигова, А. Б. Батурина и В. М. Ермолаевой.

Была арестована 25 декабря 1934 года, одновременно с Ермолаевой и Львом Гальпериным, В. В. Стерлиговым, Н. И. Коган, как «участник контрреволюционной группировки, пытающейся наладить нелегальную связь с заграницей и ведущей антисоветскую пропаганду среди окружающих» (по другим сведениям арестована в связи с убийством Кирова). Допрашивалась на следствии.

3 марта 1935 года следствие в отношении Казанской было прекращено.

18 мая 1935 года присутствовала на похоронах Казимира Малевича.

После ареста у Казанской обострилось наследственное психическое заболевание, передававшееся в семье Радловых по женской линии. В сентябре 1937 года прекратила занятия живописью. В сентябре 1941 года отец Казанской был назначен её опекуном. Семья М. Б. Казанской после ареста Веры Михайловны Ермолаевой спасла часть её работ; родители М. Б. Казанской посетили квартиру арестованной художницы и, найдя её не опечатанной, вынесли из неё часть работ Ермолаевой. Послевоенные выставки Марии Казанской и Веры Ермолаевой создавались в основном, на материале собрания семьи Казанских.

Весной 1942 года 1942 года умерла от истощения в блокадном Ленинграде. «Наследственное сумасшествие, подкрепленное страшными событиями: арестом Веры Михайловны и ненадолго самой Маруси, ускорило её заболевание, а пребывание её в больнице во время блокады Ленинграда сделало гибель неизбежной.» «Умерла Мария Казанская в больнице, во время блокады Ленинграда»

Похоронена на Серафимовском кладбище.

Творчество

Первая послевоенная выставка М. Б. Казанской прошла весной 1960 года в квартире художников В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой. (Большой пр, 98, кв.30). Несмотря на то, что выставка была «квартирной», на неё были разосланы пригласительные билеты.

Вторая персональная выставка прошла в 1976 году, в мастерской Т. Н. Глебовой на Петроградской стороне (ул. Ленина, д. 52, кв. 43). Т. Н. Глебова, устроившая эту выставку, писала о живописи Казанской:

Меня особенно привлекли её цветовая подвижная структурность при стихийности наложения мазков и цветовых пятен. При густом, пастозном наложении краски получается прозрачность и глубинность пространства при чистоте цветовых отношений.

Художественное наследие М. Б. Казанской составляет около 100 живописных работ и несколько сотен графических листов. Её творчество насыщено влияниями французской живописи конца XIX века (импрессионизм, сезаннизм, фовизм). Живописные и графические работы художницы присутствуют в таких крупных музейных собраниях, как Третьяковская галерея, Русский музей, Музей истории Санкт-Петербурга. Её работы присутствовали также на выставках «Время собирать» (ГРМ, 2008), работы из собрания Джеймса Баттервикa; «На берегах Невы» (Музей частных коллекций, Москва, апрель-май 2001), работы из собрания Романа Бабичева. В апреле 2013 года в Санкт-Петербурге состоялась третья выставка работ М. Б. Казанской.

Семья

В 1933 г вышла замуж и сменила фамилию на Смирнова. Муж (с 1933 г до 1942 г) — Смирнов Николай Иванович (1897, Смоленск — 1942,Ленинград) . В 1920-е годы занимался оформлением спектаклей в театральной студии Р. Симонова. С 1923 года стал членом Профсоюза работников искусств (РАБИС). В 1924 году был принят во ВХУТЕМАС. Работал в политической карикатуре, печатался в газетах и журналы, работал в ТАСС. С 1931 года — член общества «Цех художников». Принимал участие во всех значимых художественных выставках в Ленинграде.

В 1940 году подал заявление о приеме в члены Союза художников. В мае 1941 года стал кандидатом в ЛССХ по секции графики. Погиб в блокадном Ленинграде.

Библиография

  • Воспоминания Татьяны Борисовны Казанской, прочитанные на вечере памяти Веры Ермолаевой в ЛОСХ 18 мая 1972 г. Публикация стенограммы выступления, архив ЛОСХ РСФСР // Авангард, остановленный на бегу. Л.: Аврора, Ленинград, 1989 (книга издана без нумерации страниц).
  • Малевич о себе. Современники о Малевиче: В 2 т. М.: RA, 2004 (воспоминания Уны Малевич-Уриман: т. 2, с. 29; Павла Кондратьева: т. 2, с. 399; и др.)
  • А. Марочкина. М. Б. Казанская: Творческий портрет // Moderna — аvantgarda — postmoderna. Litteraria Humanitas XII. Brno. 2003. S. 363—371.
  • А. Н. Заинчковская. М. Б. Казанская: Материалы к творческой биографии // Страницы истории отечественного искусства 16-21 вв. СПб.: ГРМ, 2005. Вып. 11, с. 23-27.[1]
  • Елена Спицына. О Марии Казанской. / Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х ч . Т. 2.С. 454—455.
  • Т. Н. Глебова. О выставке Марии Казанской в моей мастерской. / Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х ч . Т. 2.С. 454—459

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: