Йёста Экман-старший (швед. Gösta Ekman den äldre), он же Франс Йёста Виктор Экман (швед. Frans Gösta Viktor Ekman; 28 декабря 1890, Стокгольм, Швеция — 12 января 1938, там же) — шведский актёр и режиссёр театра и кино; отец актёра, режиссёра и сценариста Хассе Экмана и дед актёров Йёсты Экмана-младшего и Стефана Экмана и режиссёра Микаэла Экмана. В 1920—1930-х годах Йёста Экман был одним из самых известных актёров в Швеции.
Биография
Ранние годы
Йёста Экман родился в Стокгольме 28 декабря 1890 года в семье Франса Экмана и Виктории, урождённой Линдблад; отец его работал бухгалтером, мать — парикмахером. Они жили в районе Эстермальм. Йёста был их единственным ребёнком. Когда ему было пять лет, отец заболел туберкулёзом и вскоре умер. Позднее мать снова вышла замуж и родила ещё троих детей. С 1899 по 1904 год Йёста обучался в школе Хедвиги Элеоноры в Эстермальме. В возрасте тринадцати лет он уже работал посыльным. Затем ушёл из дома и устроился на работу в контору. В это же время Йёста играл в любительском театре и брал уроки актёрского мастерства у Андерса де Валя.
Карьера
В 1908 году Йёста дебютировал, как профессиональный актёр, сыграв в оперетте «Весёлая вдова» на сцене Оскарстеатерн. В том же году, нанятый театральным агентством Августа Бодена, он играл на гастролях в Хельсинки. С 1908 по 1911 год сотрудничал с театральным агентством Хуго Реннблада. Затем в течение двух лет, по приглашению Хальмара Селандера, играл на сцене Нового театра в Гётеборге. С 1913 по 1925 год, по приглашению Альберта Ранфта, служил в Шведском театре в Стокгольме.
С 1926 по 1930 год, вместе с Джоном Вильгельмом и Паулиной Бруниусами, он руководил Оаскарстеатерном. В начале 1930-х годов сотрудничал с Вазатеатерном, Фольктеатерном и Консертустеатерном, играя в постановках режиссёра Пера Линдберга, таких, как «Чернь» Яльмара Бергмана, «Японская трагедия» Джона Мейсфилда и «Возможный поэт» Рагнара Йозефсона. Роль Филиппа из последней пьесы, мечтательного гардеробщика и поэта, в 1933 году была перенесена им в одноименный фильм и стала одной из самых известных ролей актёра.
В кино Йёста дебютировал в 1911 году, снявшись в фильме «Соблазны Стокгольма» режиссёра Анны Хофман-Уддгрен. Свою первую главную роль — кота Карла Константина Каттрупа, он сыграл в фильме «Кот в сапогах» (1918) режиссёра Джона Вильгельма Бруниуса. В немом кино самыми известными работами актёра стали роли короля Карла XII в «Карле XII» (1925) и доктора Фауста в «Фаусте» (1926). Последний был снят режиссёром Фридрихом Вильгельмом Мурнау в Германии. В 1930-е годы Йёста плодотворно сотрудничал с кинорежиссёром Густавом Моландером. Появление звукового кино способствовало укреплению популярности актёра. Его первой озвученной ролью, стала роль Гуннара Ланнера в фильм «Ради неё» (1930) режиссёра Пауля Мерцбаха. Самыми известными работами Йёсты в кино стали роли профессора-идеалиста Рольфа Сведенхельма в «Сведенхельме» (1935) и скрипача Хольгера Брандта в «Интермеццо» (1936). Режиссёром обеих картин был Густав Муландер.
Личная жизнь
12 декабря 1914 года в кирхе Энгельберта Йёста Экман сочетался браком с Гретой Сундстрём (1887—1978), дочерью торговца Ханса Фредрика Сундстрёма и Анны Густавы, урождённой Фризе. В сентябре 1915 года у него родился сын Ханс Йёста Экман. В июле 1926 года у актёра родился ещё один сын Ян Микаэл, который умер спустя девять месяцев после своего рождения.
Смерть и память
Во время работы над ролью Фауста в Берлине кто-то посоветовал ему принимать кокаин, чтобы справиться с нагрузкой и перенапряжением. В результате актёр стал наркоманом-кокаинистом. Он умер в больнице Красного Креста в Стокгольме от уремии и пневмонии в четыре часа утра 12 января 1938 года. Есть мнение, что он отравился лекарственным препаратом. Панихида по нему прошла 18 января в кирхе Хедвиги Элеоноры. В память об актёре по радио была объявлена минута молчания. В похоронной церемонии приняли участие около 100 000 человек. Йёста Экман был похоронен на Северном кладбище в Стокгольме. С 1939 года Профсоюз театральных деятелей Швеции вручает премию имени Йёсты Экмана.