«Груммэн Гольфстрим I» (англ. Grumman Gulfstream I, внутреннее обозначение производителя — G-159) — турбовинтовой двухмоторный самолёт бизнес-класса, разработанный компанией Гольфстрим аэроспейс Корпорейшн. Опытный экземпляр совершил первый полёт 14 августа 1958 года.
Разработка
После первого отказа от идеи дальнейшего развития самолёта Grumman Widgeon, компания Gulfstream приняла решение о создании нового турбовинтового самолёта на базе палубного Grumman TF-1 Trader. Позднее выяснилось, что спрос на самолёты-амфибии низок и от этой идеи пришлось отказаться. Им был нужен совершенно новый дизайн с низким крылом. Команда под руководством инженера Верни Гарримана создала самолёт, оснащённый турбовинтовыми двигателями, герметичной кабиной, позволявшей стоять в полный рост. В июне 1957 года проект G-159 был завершён. G-159 получил название Gulfstream, и 14 августа 1958 года самолёт совершил первый полёт из Бетпейджа, штат Нью-Йорк. Но из-за отказа электросистемы самолёт приземлился через три с половиной минуты после взлёта. В июне 1959 года первый серийный самолёт поступил заказчику.
Gulfstream I приводится в действие двумя турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce Dart. Салон рассчитан на размещение до двадцати четырёх пассажиров.
Были разработаны различные модификации самолёта, в том числе военная версия C-4 Academe, TC-4 с дополнительными приборами и навигацией, VC-4A для Береговой охраной США, а также удлинённая модель G.159C, способная вместить до 38 пассажиров.
Серийное производство Gulfstream продолжалось до августа 1969 года.
Эксплуатанты
Военные эксплуатанты
Венесуэла
Gulfstream I Военно-воздушных сил ГрецииГреция
- Военно-воздушные силы Греции
США
- Армия США
- Военно-морские силы США
- Береговая охрана США
Гражданские эксплуатанты
Дания- Cimber Air
- Malu Aviation
- Gabon Express
- Aeroel Airways
- Propair
- Ptarmigan Airways
- Wardair
- East African Safari Air
- Kenya Flamingo Airways
- Seven Air
- Aberdeen Airways
- Birmingham European Airways
- Birmingham Executive Airways
- British Airways
- Capital Airlines
- Air North
- Air US
- Bonanza Air Lines
- Chaparral Airlines
- Coleman Air Transport
- NASA
- Phoenix Air
- Royale Airlines
- Scenic Air
- Southeast Airlines
- Susquehanna Airlines
- Air Provence
Потери самолётов
На 14 мая 2020 года по данным Aviation Safety Network было потеряно 30 самолётов данной модели. В авиакатастрофах погибло 38 человек.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Пассажировместимость: 10-24 человек
- Длина: 19,43 м
- Размах крыла: 23,93 м
- Высота: 6,93 м
- Площадь крыла: 56,70 м²
- Масса пустого: 9 934 кг
- Максимальная взлётная масса: 15 921 кг
- Двигатели: 2× ТВД Rolls-Royce Dart 529
- Тяга: 2× 1 630 кВт
Лётные характеристики
- Крейсерская скорость: 560 км/ч
- Практическая дальность: 4 088 км
- Практический потолок: 10 241 м
- Скороподъёмность: 9,7 м/с